ЗИМНЯЯ ДОРОГА часть-3.

Мы остановились на том, как тормозить на скользкой дороге. Но это теоретически, в дорожной обстановке необходимость экстренного торможения возникает неожиданно и нога большинства водителей судорожно вжимает педаль тормоза в пол, а водители женщины кричат мама закрывают глаза и жмут педаль в пол «до полной остановки автомобиля» .И вся теория, не подкрепленная многократными упражнениями и повторениями вылетает из головы. А нужно тормозить многократными  прерывистыми нажатиями на педаль тормоза.

Если вы на скользкой дороге вы поворачиваете руль, а автомобиль на поворот руля не отзывается, ни в коем случае не продолжайте докручивать руль в прежнем направлении. Если машина не слушается руля, значит, ее передние колеса скользят по дороге. Чем сильнее будут повернуты колеса, тем проще им скользить по дороге. А если вы прекратите торможение, а управляемые колеса окажутся на более менее, сносном участке, автомобиль резко рванет в сторону повернутых колес. А последствия, или неуправляемый занос или выброс автомобиля на полосу встречного движения.

Что делать: прекратить торможение и вернуть руль в исходное положение и еще раз попытайтесь повторить маневр. Если вспомнить теорию эта ситуация произошла при торможении на «юз» то есть при заблокированных колесах. Вывод тормозить с блокировкой колес нельзя.

Пример: этот случай произошел при обучении вождению на скользкой дороге. Ученик при повороте налево превысил скорость, и учебный автомобиль занесло, ученик испугался и нажал на педаль на тормоза, что усугубило ситуацию, неуправляемый автомобиль в заносе пошел боком на стоящий у перекрестка автомобиль. Мастер чуть ли на ухо курсанту приказал отпустить тормоз, но ученика «заклинило» вместо того чтобы отпустить педаль, он продолжал давить на нее изо всех сил. И когда до столкновения осталось совсем немного, около метра. Мастер за штанину убрал ногу курсанта с педали тормоза и автомобиль вписался в поворот.

Если при повороте автомобиль начало закручивать, значит, вы попали в занос. Нужно вернуть машину в исходное положение, а на переднеприводных и заднеприводных автомобилях, это надо делать по-разному. На заднеприводных автомобилях с классической компоновкой, устранить причину заноса прекратить начатое торможение, либо отпустить педаль газа, и повернуть руль в сторону заноса. Если задок повело вправо, то руль тоже повернуть вправо, если задок влево, то и руль повернуть влево. Руль нужно поворачивать на небольшой угол, сообщив импульс машине в нужном направлении, затем опережающим движением верните передние колеса в исходное положение для движения прямо.

Вы, наверное, не раз видели, как у неопытных водителей пытающихся вывести заднеприводной автомобиль из заноса, машину швыряет из стороны в сторону. Это происходит от того, что для вывода автомобиля из заноса водитель повернул руль в сторону заноса, но на слишком большой угол, а потом не успел вовремя вернуть его в исходное положение и этим действием загнал в занос противоположный борт автомобиля.

Самое неприятное в такой ситуации – срыв автомобиля в неуправляемое вращение. А к нему приводит поворот руля не в сторону заноса, как нужно, а в обратную сторону. И машина начинает крутиться волчком. На машинах с передним приводом бороться с возникшим заносом следует по другому. Тут тоже главное условие, не тормозить, поверните руль в направлении движения и плавно нажмите на педаль газа.

Передние колеса, вращаясь с большей скоростью, вытянут машину в нужном направлении. Как нитка за иголкой. Это объясняется тем, что управляемые колеса должны быть всегда по ходу движения, независимо от положения корпуса автомобиля. При объяснении данного феномена можно привести пример с детскими санками, если вы тянете санки за тесемки и их занесло, слегка повернуло, достаточно дернуть за веревки и санки выровняются.

Все познается в сравнении и при объяснении материала неплохо иметь в учебном классе макет автомобиля, и даже игрушечные санки, все это делает урок более наглядным и доступным для понимания. При подъезде к перекрестку на скользкой дороге, снижайте скорость заранее, чтобы прибегнуть к торможению уже, в крайнем случае, когда скорость автомобиля уже минимальная. Резкие разгоны и резкие торможения это не для скользкой дороги.

Если на дороге есть голый асфальт и укатанная снежная кромка, используйте для торможения снежный наст, пустив одну сторону автомобиля по снегу, какая удобней, и тормозить плавными прерывистыми нажатиями на педаль. Остановка за одно нажатие на педаль это не для зимней дороги.

И самое главная опасность на скользкой зимней дороге-это накатанная колея, если неопытный водитель попал в эту колею. У которой кромки зализаны, как на горке. Чем это грозит? Во первых для тех кто не попадал в подобную ситуацию-выехать из колеи довольно проблематично. Если вы повернули руль в влево,  не факт, что ваш автомобиль повернет влево.  Скорее всего ваше ТС продолжит движение по колее с повернутыми колесами. А при попадании на участок дороги с более менее хорошим сцеплением, автомобиль моментально развернет поперек дороги. Хорошо, если ее выбросит на правую сторону, а если на полосу встречного движения. пот закону подлости так и бывает. Выезжать нужно так, вначале повернуть рулевое колесо в сторону противоположную выезда, а затем в сторону выезда. Или Вы движетесь в колее приближаетесь к повороту дороги, продолжайте двигаться прямо и выедете из колеи без проблем.

Поездка в метель сама по себе сложна, в темное время суток это уже экстремальная ситуация, особенно для тех, кто попал в нее первый раз. Свет фар отражаясь от падающего снега, слепит водителя. Вот именно для такой погоды придуманы противотуманные фары. В сочетании с ближним светом они наиболее эффективны, так как светят непосредственно над дорогой. Главное в такой ситуации двигаться с минимальной скоростью именно она наиболее безопасна, хорошо если рядом есть пассажир-он будет выполнять обязанности штурмана и следить за правой стороной дороги.

Когда все занесено снегом можно легко оказаться в кювете. Как выбраться из него на обычном легковом автомобиле эта тема отдельного рассказа, как правило, без трактора из кювета не выехать и чаще всего приходится сидеть в машине с работающим двигателем. У кого в  есть бензин в запасе конечно. Поэтому в кювет лучше не попадать. Если вы потеряли ориентировку немедленно остановитесь включите аварийную сигнализацию.

Выйдите из машины определите местоположение и направление дороги. Если вы увязли в сугробе не нужно сильно газовать, ведущие колеса провернутся  и машина будет зарываться в снег и сядет на «брюхо» днище. Не надо доводить до этого а то, придется окапываться а лопаты то и нет! Как обычно. Начинают копать под колесами ногами, потом снег набьется везде где можно, потом руки замерзнут, и так по нарастающей.

Лучше не доводить  до этого и сразу подать машину назад. Посмотрите если «переметы»  небольшие а дальше хорошая дорога нужно преодолевать сугробы сходу, разогнаться и вперед за счет инерции можно десяток метров пролететь. А если дальше переметы еще больше подумайте стоит ли туда соваться! Лучше пока не поздно назад!

Если все таки застряли то попробуйте начать движение на второй передаче при минимальных оборотах двигателя. При этом очень плавно включайте сцепление. Если ничего не получается. Нужно увеличить сцепление колес с дорогой подложить подложить или подсыпать под ведущие колеса. Бывает, что и пальто или куртку придется подложить лишь бы выехать из сугроба а не ночевать на дороге. В определенных случаях помогает раскачивание автомобиля т.е. последовательное движение вперед-назад, увеличивая амплитуду раскачивания. Хорошо если пассажиры помогают в раскачке, как на качелях, в максимальной точке, когда автомобиль уже пытается остановиться. Его достаточно слегка подтолкнуть и он о чудо! Вскочит из снежного плена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда пора менять шины. А менять уже давно пора, так как с 1 декабря можно получить штраф за медлительность, но об этом ниже. Специалисты рекомендуют менять резину тогда когда среднесуточная температура опускается ниже нуля градусов, это происходит когда максимальная дневная температура не превышает пяти градусов тепла и держится на такой отметке пока ночные температуры стабильно не уходят в минус. Очень опасно, особенно неопытным водителям, ездить на «летних» шинах в период неустойчивой погоды. Поменять шины нужно до заморозков, к сожалению, многие водители ждут снега, чтобы поехать на СТО что бы  поменять шины с летних  на зимнюю. При температуре плюс 5 и ниже, на автомобиле с летними шинами уже нельзя ездить, таким автомобилем сложнее управлять, особенно тормозить, так как тормозной путь  увеличивается  в разы, по сравнению с летней дорогой. Многие ждут снега, но это неправильная позиция. Не стоит забывать про гололед, который как всегда, появляется внезапно и тогда начинаются ДТП, как говорят в народе! «Первый гололед это праздник «Костоправа».  У каждой резины в зависимости от погоды, есть свой температурный режим.. Летняя резина изготовляется из твердых сортов резины и при низких температурах она «дубеет» и становится как пластмасса. Поэтому управлять автомобилем в холодную погоду очень сложно, я бы сказал ОПАСНО. Так какие шины использовать зимой? Шипованные шины более шумные на твердом покрытии, когда голый асфальт, у нас почти вся зима с таким промороженным асфальтом, кроме одного месяца.  «Шиповки» с малым количеством шипов (европейские, и китайские) работают более комфортно. С другой стороны лучшие образцы  липучек, на льду уже приближаются к «шиповкам» В состав «липучек» входит более мягкая и эластичная резина,  она при низких температурах не теряет своих эластичных  качеств. На них протектор с ярко выраженным глубоким протектором.   Если ездить в городе, то на «липучках» если за городом то на шипах, так как на загородных дорогах бывают  заснеженные участки с колеей  и выезжать из них лучше конечно на «шипах» особенно при обгонах. За какие покрышки не будут штрафовать. Казахстанским водителям недостаточно просто заменить одни шины на другие — важно сменить именно на те, которые будут отвечать требованиям технического регламента. Как отмечают эксперты портала «Колеса», водители могут передвигаться только на шинах с «шипами» или на тех, у которых есть маркировка в виде букв «M+S»   «M&S»,    «M S» и пиктограмма горной вершины с тремя пиками и снежинками внутри нее.

 

004

 

Также важно, чтобы все четыре покрышки были зимними, желательно одной модели. Устанавливать на два колеса «зимку», а на другие два «всесезонку или летние шины, запрещено. Отдельно стоит разъяснить ситуацию с в всесезонными шинами. «Всесезонку» как правило, маркируют следующим образом: «AII Season» и   «AII Weather«. Такая резина, по мнению экспертов, «пытается усидеть на двух стульях» — она взяла особенности и летних и зимних покрышек, однако в обоих случаях не достигла эффективности. Это явление можно сравнить с самолетами  амфибиями, которые плохо летают и плохо плавают. Дело в том, что такая резина эффективна только в тех регионах, где зимняя температура редко опускается ниже нуля, а летняя не превышает 25 градусов. Другими словами для Казахстана она не подходит от слова СОВСЕМ. К тому же в техническом регламенте нет упоминания, что водители могут использовать зимой резину с маркировками «AII Season» и   «AII Weather», а значит по закону «всесезонка » не может заменить зимние шины водители помните об этом  и не экономьте на своей безопасности. Однако некоторые производители могут маркировать свои всесезонные шины как  M+S, что уже подходит под технический регламент и такие шины использовать можно, однако с практической точки зрения они не будут достаточно эффективными как зимние, поэтому думайте сами.

 

 

img_20210601_175555

Ничто так не подтверждает опасности зимней дороги, как печальная статистика трагических ДТП, Вот примеры по прошлому 2021году. Страшное ДТП произошло 2 марта примерно 16- 40 на 69 км трассе республиканского  значения «Костанай — Аулиеколь — Сурган между поселками «Новонежинка» и «Лаврентьевка» 36 летний житель Туркенстанской области управляя автомобилем LEXUS при совершении обгона выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с автомобилем Mitsubishi под управлением 63 летнего водителя. В результате столкновения погибли семь человек. 9 ноября 14-00 в Тарановском районе на 102 км Костанай Карабутак женщина водитель на AUDI B-5 совершила лобовое столкновение со встречной KIA CERATO в результате ДТП женщина погибла на месте. Все происходит по одной и той же схеме, узкая по одной полосе движения в каждом направлении, скользкая дорога, накатанная колея, плохая видимость и ОБГОН с выездом на встречную полосу. В первом случае мы видим, что водитель, мужчина среднего возраста пошел на обгон попутного автомобиля не убедившись в безопасности. Летом на дорогах с хорошей видимостью и то маневр обгона представляет для водителей опасность. Нужно оценить расстояние до встречного автомобиля оценить скорость его приближения, также скорость движения путного автомобиля, все это взвесить и решить успеет или не успеет завершить обгон и благополучно перестроится на свою праву полосу движения. Часто случаются ДТП и по «Рудненской трассе» вроде широкая дорога! По две полосы для движения в каждом направлении, а лобовые столкновения происходят, Вы спросите почему? А посмотрите как ездят по данной дороге и летом и зимой. Едут не по правой полосе, а по второй, тем самым уменьшая боковой интервал до 3 метров, до размеров разделительной полосы, и при встречном разъезде, в случае заноса или лопнет переднее левое колесо, автомобиль вылетает на «встречку» и мама не успеешь сказать как — лобовое столкновение. Правила пишутся на основе часто повторяющихся дорожно-транспортных происшествий для этого примера написан пункт-9.4 ПДД РК. Почитайте на досуге. Наш сайт учебно-воспитательный, мы анализируем ДТП, проводим аналогии и делаем выводы в чем же причина таких страшных аварий и что мы, как учебная организация, которая готовит будущих участников дорожного движения, можем сделать, чтобы уменьшить число погибающих из года в год на наших дорогах на скользкой дороге, при первом гололеде. Мы своим долгом считаем внушать и учить будущих водителей правильно и безопасно ездить на скользкой дороге, и не только на скользкой,  сайт также выполняет эту задачу. Основной причиной аварий были назвали плохие дорожные условия, кто бы спорил, конечно плохие дорожные условия являются сопутствующими факторами предпосылками к ДТП. К которым наши водители из года в год оказываются не готовы, зима приходит  всегда неожиданно.  По системе безопасности ВАД (водитель, автомобиль, дорога) в 90 случаях из 100, причиной ДТП являются неправильные действия водителей. Совершенные ими по причине нарушений Правил, или по причине профессиональной неопытности. Все аварии которые мы привели в начале статьи  — произошли на встречной полосе по причине нарушений Правил обгона, водители он не успевали занять свою полосу движения при завершении маневра и совершали лобовые столкновения! А это самые страшные аварии,  так как скорости встречных  автомобилей складываются и кинетическая энергия достигает суммы скоростей встречных автомобилей, а это огромных величины. В зимнее время все маневры усложняются, из-за заноса при попадании в колею с последующем выброса на встречную полосу.

 

 

 

 

Вы думаете водитель фуры с красным прицепом остался жив при таком столкновении? Вряд ли, кабина всмятку! А ведь он ничего не нарушал ехал по своей полосе соблюдая Правила и даже снизил скорость, притормаживая, так как видел, что встречную фуру начало «кидать», но сделать ничего не смог. Хорошо что водитель легкового автомобиля соблюдал дистанцию и сохранил семью.

 

Нарушение Правил пункта 9.4,  и особенно  правил ОБГОНА, 11.1. п-1. по причине низкого сцепления колес с дорогой. Если летом коэффициент сцепления колес с дорогой составляет — 0.6-0.8, то зимой 0.3- 0.1. В 10 раз ниже чем летом, соответственно и тормозной путь  будет больше в разы. Гололед, укатанный снег, такое дорожное покрытие, водитель должен учитывать при выборе скорости. Скорость должна быть ниже, чем летом, на выбор скорости особенно  влияет состояние «резины» шипованная она или нет. Ездить в зимнее время на летней резине опасно мы уже говорили об этом. А ехать в дальние поездки, в другой город на летней резине, это не только безрассудство, но в какой то мере даже преступно. Взрослые, родители если видят, что сын или дочь  собирается в дорогу на автомобиле по зимней дороге, должны спросить, проверить, наконец, как у тебя машина подготовлена, как резина? Поменял на зимнюю или нет? А если машина не подготовлена,  то поездку нужно просто запретить. К чему я привел это пример? А к тому что молодой водитель, год стажа, на летней резине поехал в город в результате-водитель и пассажиры его автомобиля погибли при лобовом столкновении. Многие считают, что шипы это панацея от всех бед и на шипованной резине можно «гонять», как летом — типичное заблуждение. Шипы эффективны на обледенелой или укатанной снегом дороге. Если снежная или ледяная дорожная корка тонкая, то шипы бесполезны. Особенно при резком торможении тормозной путь увеличивается по причине что колеса на шипах скользят по дороге — как на коньках! Помните об этом. При подъезде к перекрестку снижайте скорость заранее, при этом одной стороной автомобиля, старайтесь заехать на укатанный снег, так автомобиль безопасно снизит скорость и остановится. При выполнении обгонов на зимней дороге нужно придерживаться следующих правил: Скоростной режим должен быть ниже, чем на летней дороге — это первое. Второе, встречная полоса на которую вы намереваетесь выехать, должна быть свободна на достаточном и большем расстоянии, чем в летнее время, тем более  при  интенсивном движении. Соответственно от этого увеличивается время обгона и путь, который проходит обгоняющее транспортное средство, двигающееся по встречной полосе. И это при условии, что обгон совершает опытный водитель, он все эти тонкости учитывает. А если за рулем новичок как в нашем примере, то откуда у него взяться опыту, который приходит с годами, и  с «намотанными»  километрами, на основе повторения опасных дорожных ситуаций и способов выхода из них,  причем на безусловном, рефлекторном уровне. Неправильная оценка расстояния до встречного автомобиля при выезде на встречную полосу как правило,  приводит к трагедии. Ситуация усугубляется при перегруженном автомобиле, если он заполнен «под завязку» и автомобиль хуже управляется  и пассажиры, которые должны доверять водителю и не мешать ему. А они хором кричат: «Давай, давай успеем» А нет, не успели. Нельзя советовать водителю, когда он за рулем, он перестает самостоятельно думать, учитывать расстояния, прокладывать траектории движения. Он просто «рулит» и ждет подсказки со стороны, становится просто марионеткой за рулем. Если новичок катался только летом, а зима у него первая, и на зимнюю дорогу он перенес свой первый «летний» опыт вождения, с теми же скоростями и приемами владения органами управления, этот приводит к возникновению критических ситуаций. Зимой средние скорости должны быть на порядок ниже. Траектории движения более округлыми, никаких резких движений, плавный выезд из полосы и такое же завершение маневра. При поворотах на скользкой дороге автомобиль с передним приводом при повернутых колесах автомобиль может продолжать двигаться по прямой так как сила тяги больше, чем сила сцепления управляемых колес с дорогой. А когда управляемые колеса попадают на участок дороги с достаточным коэффициентом сцепления, автомобиль может резко уйти в поворот, для неопытного водителя это может быть полной неожиданностью и привести к аварии.

 

img_5ff82f389abaf-1

 

Тормозить нужно плавными прерывистыми нажатиями на тормозную педаль, избегая резких торможений-это приводит к отрыванию шипов и может вызвать занос автомобиля. В случае заноса заднеприводного автомобиля необходимо уменьшить подачу топлива и повернуть руль в сторону заноса. Если занос произошел на переднеприводном автомобиле, нужно увеличить подачу топлива и также повернуть руль в сторону заноса. При объяснении данного явления можно привести пример с детскими санками. Если вы тянете за веревочки,  привязанных к санкам  спереди и санки пошли в занос, то есть задняя часть их отклонилась от прямолинейного движения! То достаточно резко  потянуть за поводки и передняя часть санок вытянет заднюю и они примут прямолинейное движение — выровняются. Резкое сбрасывание «газа» также может привести к заносу, как и в случае с торможением. В том и другом случае происходит замедление вращения колес и трение качениям переходит в трение «скольжения». Опасна на зимней дороге укатанная колея, машины, которые не вписывались в колею, чаще всего попадают  в занос, который происходил при выезде из скользкой колеи с повернутыми колесами. Выехать из колеи на летней и не шипованной резине целая трагедия и чаще всего приводит к неудаче, и постановке автомобиля поперек дороги!

 

 

zagruzheno

 

А это уже аварийная ситуация. Вот когда Вы в полной мере ощутите наличие «шипов» на вашей резине, с ними как правило,  проблем не будет. Но все таки выезжать из колеи нужно на малой скорости, вначале повернуть руль в сторону противоположную выезду, колеса взбираются на укатанную кромку колеи, а потом в сторону выезда — колеса скатываются по  укатанной кромке и по инерции из нее выскакивают. Это совет для не шипованной резины и касается липучек. Еще раз про колею, она является одной из причин, из за которой автомобили оказываются на встречной полосе. При встречном разъезде на узких дорогах один из водителей из-за опаски смещается правее и выезжает на  укатанную кромку  колеи, автомобиль разворачивает поперек дороги и его выбрасывает на встречную полосу. И лобовое столкновение на загородных дорогах при высоких скоростях в таких случаях практически неизбежно удар в данной ситуации приходится на боковую часть машины, потерявшей управление, боковая часть автомобилей наиболее уязвлена там нет подушек безопасности,(кроме автомобилей престижных марок например VOLVO),  и нет ребер жесткости, как в передней части и пассажиры в салоне практически беззащитны. Дорога дороге рознь —  учится никогда не поздно, а по ошибкам нужно учится только у других. На своих ошибках учится — слишком опасно.

Хочу отметить, что если водитель становится участником аварии в зимний период на скользкой дороге, то на ШИНЫ при разборе ДТП патрульные обратят внимание в первую очередь и это «учтется в суде, как предпосылка к происшествию». Теперь о ШТРАФАХ За использование покрышек не по сезону согласно статьи 590 части-5 КоАП  транспортными средствами не отвечающим требованиям технических регламентов, стандартов, а также при наличии неисправностей или условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, за исключением случаев указанных в части шестой настоящей статьи, влечет штраф в размере 5 МРП (15315тенге). Часть -10. Действия предусмотренные частями 1, 5, 6, и 9 настоящей статьи , совершенные повторно  в течение года после наложения административного взыскания, влекут штраф в размере 20 МРП (61260тенге).

Меняйте шины вовремя и управляйте автомобилем безопасно. Надеюсь, что Вы почерпнули для себя полезную информацию.

Если Вы хотите приобрести книгу по ПДД с комментариями автора сайта, которых нет в других учебниках ПДД звоните по телефонам 8-7-14-2-26-25-80,

спрашивайте и приобретайте к новому году и к 30 — летию автошколы, 7.12..2022. Вам будут предложены книги со  скидкой от автошколы.

 

 

oblozhka-2022

 

 

 

zaneslo natrasse

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.