Тема: «Безопасность дорожного движения. Занятие-2. Продолжение

images (6)imagesПравила движения по снегу и гололеду. Продолжим тему, рассмотренную в первом занятии. Проще всего тем водителям, которые не используют свои автомобили в зимнее время они поставили их в гараж до весенних теплых дней или просто бросили их на стоянку или еще того хуже,  под окнами. Но как показывает практика, таких водителей становится все меньше и меньше. Количество автомобилей на дорогах в зимнее время практически не уменьшается. Данное обстоятельство, конечно, отрицательно влияет на дорожную статистику по количеству ДТП. В зимнее время световой день становится короче, раньше темнеет и большую часть времени  водителям приходится двигаться в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Состояние проезжей части ухудшается это и коэффициент сцепления колес с дорогой снижается, на укатанном снегу  он составляет 0.4-03, а на гололеде снижается до 0.2-01.  Для сравнения, на сухом асфальте коэффициент сцепления составляет 0.6-0.8.

Если сказать простым понятным языком, то летом сцепление колес с дорогой составляет  60-80,% а зимой от 40 до 10% то есть уменьшается в 8- 10 раз. Посмотрите на дорогу, различие в скоростном режиме вы не заметите, все едут с той же скоростью, что и летом, а это не правильно. Еще неприятная особенность зимней дороги, это уменьшение ширины проезжей части за счет укатанной снежной кромки. Тем  самым полезная часть дороги, которая используется водителями для движения, уменьшается в некоторых случаях,  почти в два раза.  Это должны учитывать водители особенно, если произошло ДТП при составлении схемы происшествия при определении ширины проезжей части, при ее замерах необходимо. Необходимо измерять ширину проезжей части по КРАЮ НАКАТАННОЙ ПОЛОСЫ!!! К чему могут привести неправильное составление схемы,  я думаю понятно, роли виновных в ДТП могут кардинально поменяться. Автомобиль к зиме нужно готовить и главное это выбрать для него соответствующую «обувь». Это наиболее важный аспект в подготовки автомобиля к зимней эксплуатации. До гололедицы тянуть не стоит на зимнюю резину нужно переходить, когда среднесуточная температура не превышает +7 градусов ведь осеняя погода неустойчивая и дорога может подмерзнуть в любое утро, а этого достаточно что попасть в ДТП, об этом мы говорили в первой части статьи. Часть водителей продолжает использовать «всесезонку» и в октябре и ноябре, а иногда и всю зиму.  Эта тактика оправдывает себя при кратковременных зимних поездках и в основном по городу. По опыту знаю, что в городских условиях время сплошного гололеда за всю зиму наберется максимум две недели. Не советую это использовать как совет и брать на вооружение. Если вы ездите не только по городу, но и за городом по грунтовым дорогам, покрытым раскисшим снегом, и там где дорог практически нет, рыбаки и охотники знают, о чем идет речь.   То однозначно, «всесезонка»  для этих целей явно  не годится. Замерзшие ямы, колея с накатанными краями, гололед утром и вечером не лучшие друзья летней и даже всесезонной резине.

Опытный, серьезный автомобилист очень серьезно подходит к выбору «обуви» для своего питомца. Какую резину выбрать шипованную или нешипованную? Все зависит от условий эксплуатации. Обязательное условие – резина должна быть зимней. Какие марки шин наиболее предпочтительны  для наших условий такие марки как BFG oodrich Tires (США), Continental (Германия), Hankook Matador Michelin (Франция), Nokian Tyres (Финляндия),Yokohama (Япония). Амтел, Белшина (Россия).Но! остерегайтесь подделок,недавно в СМИ прошла информация, что появилась контрафактная резина под известные бренды (марки). И еще, « шипуют» летнюю резину, это уже ни в какие ворота. Ее никак не спутать с зимней резиной, если ВЫ не разбираетесь пригласите с собой специалиста. Или покупайте в солидных автосалонах, они уж точно не будут рисковать своей репутацией. На зимних покрышках протектор имеет зимний рисунок «снежинка» и др. Но главное, что при изготовлении зимней резины в нее добавляют специальные вещества позволяющие сохранять эластичность на морозе. За такие немаловажные свойства такую резину называют «Липучка». А вот летняя резина на морозе становится «дубовой», жесткой, и естественно хуже цепляется с дорогой.  И все же, какие шины выбрать:  Шипованные или нет? Если вы живете в условиях мягкого климата, где главной проблемой для автомобилистов является неубранный вовремя снег, то Вам лучше  остановится на зимней нешипованной  (липучке)  резине. А если судить по   наших северо казахстанских условиям, в которых 9 месяцев зима, а остальное лето и минус 40 градусов в крещенские морозы для нас привычная вещь. То выбор предопределен, вернее нет альтернативе зимней шипованной  резине. Не могу еще раз не отметить,  исследованиями установлено, что на чистом асфальте,  на котором отсутствует укатанная снежная кромка, тормозной путь увеличивается почти на 20% и это при экстренном торможении.

Теперь еще, какие сюрпризы следует ожидать от зимней дороги. Очень неприятная ситуация, когда колеса левой и правой стороны по-разному сцепляются с дорогой. В таких условиях главное резко не тормозить, не сбрасывать «газ». Не нажимать резко на педаль газа, все эти действия приведут к пробуксовке колес и в конечном итоге к заносу. Никаких резких движений ни тормозами, ни акселератором, ни тем более, рулевым колесом.

Проехать скользкий участок дороги на постоянной скорости,  не меняя траектории движения. Если вы почувствовали,  что ваш автомобиль стал менять траекторию движения, плавными манипуляциями рулем скорректируйте его  первоначальное направление движения. Бывают экстремальные ситуации, что после дождя, стукнет мороз, и загородная трасса на которой технологически предусмотрен скат от середины к краям. И тогда на нешипованной резине вообще проблематично управлять  автомобилем, и доехать до дома невредимым  очень проблематично. Двигаться нужно ближе к середине дороги и если автомобиль начинает сползать на обочину, не пытайтесь сразу вернуть его на прежнее место, плавными движениями влево затем вправо старайтесь зафиксироваться на новой траектории. Бывает, что предотвратить сползание удается только на краю обочины. Вождение в таких экстремальных условиях требует максимум внимания  без паники и движение  на минимальной скорости и конечно достойной шипованной резины для вашего авто. А выезжать в загородные дальние поездки это неразумный «героизм» вы и себя подвергаете опасности и других участников движения. Которые ни в чем не виноваты. Когда печаталась эта статья на Рудненской трассе, водитель  водитель легкового автомобиля пошел на обгон зацепил «шестерку» вылетел на встречную полосу и еще разбил ДВА автомобиля, всего четыре автомобиля пострадали. Заметьте это на самой широкой загородной трассе четырех полосной! Места не хватило и еще зимы не было. А как же ездить нормальным законопослушным водителям на других трассах Федоровской например, которая в два раза уже  а интенсивность движения в два раза больше. Помните, что на скользкой дороге торможение и руление несовместимы, автомобиль управляется до тех пор, пока вращаются его управляемые колеса. Стоит заблокировать управляемые колеса и автомобиль становится неуправляемым, будет двигаться прямо с повернутыми управляемыми колесами, помните РИО с молодым водителем в первой части статьи. Если автомобиль оборудован АБС (антиблокировочной системой) которая  «отбивает» ногу с тормозной педали, если  усилие на нее будет приложено сверх нормы.  Эта  давно придуманная хитрая система очень  помогает новичкам, на первых порах пока они сами  еще не научились грамотно тормозить. Но и умная система не дает стопроцентной гарантии и с АБС можно попасть в занос все дело в «умении»,   вернее неумении тормозить на скользкой дороге. А тормозить на скользкой дороге нужно прерывистыми  нажатиями  на педаль тормоза, не выключая сцепления и передачи.  Без антиблокировочной системы рассчитать усилие нажатия на педаль намного сложней этот опыт приходит с годами, и   выполнять этот прием  нужно быстро,  соразмерно дорожной обстановке,  приемами , доведенными до автоматизма. Это умение достигается упорными тренировками на специальных  автодромах,  в крайнем случае, на закрытой асфальтированной площадке и обязательно  с опытным инструктором.  На дороге учиться этому довольно опасно — можете остаться без автомобиля. PS.  Самое интересное в  следующем выпуске.                    Когда версталась наша статья, дорога превратилась в ту самую  о которой мы только что рассказывали. Будьте безопасны. Помните! Умение складывается из знаний помноженных на навыки. Последствия от экономии на  обучении приводит к тем же результатам что и экономия на достойной резине.

images (1) images (2) images (3) images (4) images (5)

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.