АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЛЕГЕНДЫ СССР.

Начнем   с ЛЕГЕНДАРНОЙ   «КОПЕЙКИ»                                                                                                                                                                                                                                          Да, мы не ошиблись, именно Советского Автопрома, когда создавалась Ваз-2101, и как стали ее любовно называть в народе «Копейка», а это было в середине 60-х годов, был единый и нерушимый Советский Союз.

В те годы, страна остро нуждалась в дешевом, простом, но в тоже время современном, народном автомобиле, который бы удовлетворял запросы широких слоев населения. Создать такую машину в короткий срок, советский автопром попросту не мог. У отечественных заводов не было перспективных разработок, готовых стать на поток. Выход был найден в покупке  лицензии на производство иностранной модели. А если уж выбирать так автомобиль года.

Именно так назывался ежегодный конкурс на выбор лучшего автомобиля года.  Его выбирали международные журналисты, пишущие на автомобильную тематику (их обычно пятьдесят с лишним). В этом конкурсе, если быть точным, в жюри было 54 журналиста, большинством голосов победил итальянский автомобиль FIAT-124, именно он стал автомобилем 1965года, и послужил прототипом для базовой модели «Жигулей», которая получила индекс Ваз-2101.

Ваз расшифровывается так Волжский автомобильный завод.

Первая двойка-это классификация модели по объему двигателя: до 1.6литра малый класс, то есть «малолитражка»

Последняя цифра 1-первая модель в группе.

копейка

Основные характеристики.

Ваз-2101 даже внешне отличался от итальянского собрата. На бампере вместо декоративных накладок – «клыки».  Дверные ручки  более современные,  утопленные, вместо обычных  кнопочных. Иная форма  зеркала заднего вида на водительской двери. На бампере появилось отверстие для пусковой рукоятки,  «кривого стартера», как без него в наших условиях. Практика показала, что эта вещь действительно необходима, часто бывает, что нужно провернуть двигатель – для регулировки клапанов, например.

1.Салон

В салоне удобные, широкие кресла из «кожаного заменителя» из такого же материала накладки на дверях. Тонкий руль не закрывает щиток приборов. Что было удивительно, и вызывало жуткую зависть у владельцев «Москвичей» и «Волг» , так это отлично работающая печка.В «жигулях» было тепло даже в самые лютые морозы, и стекла никогда не замерзали.

2.Система обдува

Дело было в системе обдува и особой конструкции «термостата»,  который гонял тосол по малому кругу, пока двигатель не прогреется, а потом только открывался, благодаря этому время прогрева двигателя значительно сокращалось.

3.Особенность панели приборов

На панели приборов были знаменитые круглые воздуховоды, они сразу бросались в глаза, создавали некий шарм, их можно было направить на лобовое стекло, чтобы стекло не запотевало ни в стужу, ни во влажную погоду.

4.Стеклоочеститель

Для удобства водителя, в алгоритм работы стеклоочистителя, введена пауза. Основные функции управления светом фар, переключателем поворотов выведены на рулевую колонку. Особенно радовала большая площадь остекления, которая обеспечивала отличную обзорность,  это достигалось изогнутостью лобового стекла, и тонкими боковыми стойками.

5.Багажник

 имел хорошую для малолитражного автомобиля вместимость.

6.Запасное колесо

Запасное колесо расположенное  в специальной нише левого крыла, не мешает доступу в багажник. Кузов Фиата-124 подвергся переделке, его усилили, для эксплуатации в наших условиях. Для этого протянули лонжероны через весь кузов полностью, у прототипа они не затрагивали центральную часть салона. Усилены также места крепления передних и задних амортизаторов. Изменили и саму подвеску: установили более жесткие пружины, рычаги передней подвески стали делать из металла большего сечения методом штамповки. Долго экспериментировали с амортизаторами задней подвески, в итоге их несколько отнесли от пружин и установили с наклоном к горизонтали, что сделало подвеску достаточно выносливой и надежной, улучшило управляемость автомобиля. Подобрали такие характеристики жесткости, которые сочетали удовлетворительную плавность хода и хорошую  устойчивость и управляемость.

7.Тормозная система

стала раздельной, двухконтурной, что значительно повысило безопасность автомобиля, так например, если выйдет из строя передний контур (два передних колеса) можно доехать на одном заднем контуре, и наоборот. Передние тормоза впервые на отечественных автомобилях, изготовили дисковыми с жестко закрепленной тормозной скобой. Это конечно ухудшило ремонтопригодность узла и значительно уменьшило ресурс тормозных колодок, зато в несколько раз увеличило эффективность торможения автомобиля. Задние дисковые тормоза заменили на барабанные, так как они более выносливы в условиях бездорожья, меньше засоряются грязью и песком, хотя они менее эффективны и скорее перегреваются. Стояночный (ручной) тормоз – механический, с тросовым приводом на задние тормозные колодки. «Ручник» как правило, не работал при износе задних тормозных колодок, так как их менять гораздо сложнее, чем передние, попробуйте отвернуть тормозной барабан, он намертво прикипал к ступице колеса и снять его можно, только при помощи смекалки и специального оборудования. Поэтому так и ездили только на передних тормозах, благо они очень эффективны, но в случае лопнувшего тормозного шланга можно было остаться совсем без тормозов, что нередко и бывало.

Другие технические характеристики

Кардинальным переделкам подвергся четырехцилиндровый 1.2 – литровый силовой агрегат, оказалось, что мощностные  показатели на ряде важных режимов ниже требуемых, а нижнее расположение распредвала и штанговый привод не позволяет их повысить. Много недостатков выявилось в системе питания, двигатель имел повышенные требования к октановому числу бензина, а это уже существенный недостаток для нашего потребителя. Поэтому его переделали: увеличили межцентровое расстояние между гильзами, распределительный вал перенесли наверх, что позволило избавиться от сложной кинематики штанг. Соответственно поднялась максимальная мощность до 64л/с, и улучшились характеристики крутящего момента, снизился расход топлива. Система питания получила новый двухкамерный карбюратор с падающим потоком горючей смеси и механическим приводом открытия второй камеры. Вначале ставились немецкие карбюраторы «Вебер» потом пошли копии отечественные «ДААЗ»

 

Из истории ВАЗа:

-Для массового производства нового автомобиля вначале в Ставрополе – на – Волге (затем – Тольятти) за три с небольшим года был построен завод, рассчитанный на выпуск более 600 тысяч легковых автомобилей.

-19 апреля 1970 года первая «копейка» сошла с конвейера.  Правда, массовое производство малолитражки началось лишь в сентябре. Всего в 1970году было выпущено 21 тысяча ВАЗ – 2101. Автомобиль получил торговое название «Жигули». С коммерческой точки зрения оно оказалось не идеальным – для ряда иностранных языков было неблагозвучным.

-Экспортный вариант ВАЗ – 2101 назвали «Лада». Сразу же началась спортивная карьера «Лады» в октябре 1971года пришел первый успех на международных соревнованиях. Это был «Тур Европы», который стартовал и финишировал в Западной Германии.  Трасса длиной 14000км проходила через Данию, Норвегию, Швецию, Финляндию, СССР, Польшу, Румынию, Чехословакию, Болгарию, Турцию, Италию, и Австрию. Всего стартовало 53 экипажа, и советская команда, составленная из Москвичей и Жигулей, завоевала золотой и серебряный кубки гонки. Это была прекрасная реклама для новой советской малолитражки. Одна из тех «копеек» победительниц хранится в музее «Авто – Ваза».

— В 1972,- началось серийное производство ВАЗ – 2102 модификации с кузовом универсал. Как и первая модель, универсал вскоре стал очень популярным особенно среди дачников.

-Также в 1972 году начался выпуск люксовой версии Фиата 125, которая получила индекс ВАЗ – 2103. Но полноценное производство началось только в 1973году. «Тройка» – именно так любовно ее называли, значительно отличалась от «копейки» в первую очередь отделкой кузова, это молдинговые накладки по бортам. Другие задние фонари, большего размера, бампера другой формы. И, конечно же, салон другие сиденья, сзади был подлокотник, ручки дверей были другой формы, более удлиненные спереди и сзади, играли роль подлокотников. На полу были толстые тканевые ковры, поэтому салон имел улучшенную шумоизоляцию  соответствующую нормам того времени. На дверных панелях пластиковые накладки из мягкого пластика. Панель приборов более стильная, в одном овале тахометр и спидометр.  Впервые появилась консоль у рычага переключения передач. Под капотом появился гидравлический усилитель тормозов, который значительно облегчал усилие нажатия на педаль, тем самым повышалась эффективность тормозов. Двигатель стал более мощным 1.5литра 77л/с, мощность подняли за счет увеличения хода поршня до 80мм, у 2101 он был 66мм. Такие двигателя назывались длинноходными, ошибочно считалось, что они будут менее долговечными, на практике же оказалось в точности наоборот они стали более долговечными.

-В 1974 году на конвейер была  поставлена следующая версия ВАЗ – 21011 с  1.3литровым двигателем 69л/с, мощность подняли за счет увеличения диаметра цилиндра, он стал 79мм, вместо 76 у «копейки» и «тройки».

За все время производства с (1970 по 1984) было выпущено 2702657автомобилей ВАЗ.  Многолетняя эксплуатация  ВАЗов   подтвердила правильность сделанного 42года назад стратегического выбора: некоторые «копейки» без капремонта проходили 300 тысяч км и более. Как авто ВАЗу поднять свой имидж и так уже упавший ниже некуда, создать автомобиль на базе «Копейки» как это сделал Фольксваген со  своим «Жуком». Что мешает оставить кузов «01» затюнинговать его. Поставить  диски 14 или 15 размера. Новый салон, сиденья кондиционер, гидроусилитель руля. Новый двигатель,  реечное рулевое управление. Вот это будет сенсация, не надо выдумывать колесо, оно давно придумано, и нужно пользоваться  заслуженной славой и популярностью, которая была в народе у «Копейки» первая любовь, как известно долго помнится.  Все это нужно только возродить.

Достоинство ВАЗ . Надо гордиться своей историей, возрождать ее и  преумножать.

ТЕПЕРЬ  ОБ О ВАЗ о модели ВАЗа, о которой многие и не слышали вовсе! Трудно поверить, что кабриолет на базе ВАЗ-2108 с нежным названием NATASHA  выпускался не на Волжском автозаводе, а далеко за пределами СССР. Эту редкую машину небольшими сериями производили в Бельгии для европейского автомобильного рынка.Оценить выгоды от экспорта автомобилей руководители СССР смогли еще в конце 20 годов в период строительства первого в стране завода — гиганта в Горьком. В ту пору СССР остро нуждалось в автомобилях выступило в роли покупателя, подписав договор с компанией Ford о приобретении лицензии на производство двух ее моделей. Опыта взаимоотношений с  фирмой Генри Форда хватило чтобы понять, насколько выгодно быть «по ту сторону прилавка» Но реальная отдача от экспорта автомобилей появилась только во второй половине 50-х годов.Основной предпосылкой к началу экспорта советских машин стало обновление модельного ряда Горьковского автозавода (ГАЗ) и Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА), выпускавших легковушки серийно. В апреле 1956 года МЗМА приступило к сборке модели «402» Москвича. Годом позже на заводе ГАЗ развернулось производство полностью новой модели седана большого класса легендарной «Волги Газ-21» Эти модели разительно отличались от своих предшественников Москвича «401» и «Победы  М- 20». Такие машины не стыдно было предложить европейскому автолюбителю. В 1956 году была создана специальная организация «Автоэкспорт», задачей которого было пополнение государственной казны.Чтобы отвоевать место под солнцем на мировом рынке, мало было просто произвести товар, надо было его продвигать поддерживать потребителя с помощью рекламы. В СССР такой проблемы не существовало — чтобы купить машину частнику приходилось годами стоять в очереди. На Западе, где автопроизводители находились в условиях жесткой конкуренции. Неизвестно, как бы сложилась судьба наших машин за рубежом, если бы не счастливый случай.  Знаменательное «ЭКСПО» В 1958 году в Брюсселе проходила Всемирная выставка «ЭКСПО-58» Это была первая выставка после окончания Второй мировой войны. Мировые державы получили возможность продемонстрировать свои технические возможности. О масштабе  Экспо — 58 можно судить по размаху экспозиций, суммарная площадь павильонов составила несколько квадратных километров. Выставка работала в течение полугода с апреля по октябрь. Огромный павильон Советского Союза за это время посетило свыше 30 млн, человек. Советское автомобилестроение на выставке представляли три главных автозавода страны МЗМА, ГАЗ и ЗИЛ. московский завод малолитражных автомобилей весной 58 года сменил модель Москвича 402 на более современную 407. Главное отличие которой новый верхнеклапанный двигатель увеличенной мощности. Еще весомее был вклад Горьковского автомобильного  завода. Едва встав на конвейер, «Волга» волга пережила легкую модернизацию — радиаторную решетку из трех крупных массивных брусьев с массивной звездой в центре заменили на более лаконичный и не столь претенциозный вариант. Вместе с «Волгой» Горьковчане устроили и премьерный показ «Чайки». Завод Лихачева ЗИЛ ограничился одной моделью — зато какой! Лимузин высшего класса  ЗИЛ-111, по заводской традиции изготовленной вручную силами лучших специалистов отрасли стал украшением стенда. Экспозиция, посвященная советскому автомобилестроению удостоилась ГРАН — ПРИ — выставки.

 

 

Russian cars at trade fair

 

 СОВЕТСКИЙ СТЕНД  НА  «ЭКСПО -58»

 

 

 

 

0_971bb_78996211_xl

 

 

 

 

0_971ba_56e9530c_xl

 

 На  советском стенде ГАЗ-13. «ЧАЙКА»

 

0_97303_a555a605_xxl

 

 

 

 

Рождение «НАТАШИ» Большинство импортеров Волжского автомобильного завода в городе Тольятти (ВАЗ) были вынуждены приспосабливать аскетичные «Лады» под вкусы западных покупателей, по возможности стараясь обходится малыми затратами ситуация складывалась двоякой. С одной стороны посильная доработка и дооснащение «Восьмерок» и «Девяток» такими элементарными опциями, как магнитолы, литые диски колес и электрические стеклоподъемники, практически не сказывались на стоимости, за счет чего автомобили оставались вполне конкурентноспособными. С другой — современные одноклассники отечественной Лады зачастую уже располагали этими нехитрыми опциями, а отдельные производители включали в перечень оснащения ABS, систему кондиционирования, центральный замок и прочие приятные мелочи. Поэтому для поддержания интереса к модели Лада требовались новые идеи — вплоть до самых необычных.

Первой ласточкой на этом пути стало появление в 1987 году модификации ВАЗ — 2108 под названием Lada Samara Fun, спроектированная импортером ВАЗа в ФРГ компанией Deutche  Lada. Отличительной чертой этой машины стал кузов типа «ландоле» задняя часть крыши вместе с кузовными стойками аккуратно срезалась, открывая пространство над задним рядом сидений. В оставшейся части крыши над головами и передними пассажирами был прозрачный люк. В максимально открытом миру состоянии Лада Самара Fun можно было считать без пяти минут кабриолетом. удачная идея немцев привлекла внимание потребителей и способствовала росту продаж: кабриолеты таких демократичных марок, как Volkswagen или Opel, стоили значительно дороже. Примерно в это же время штаб квартиру Scaldia — Volga в Брюсселе посетили сотрудники технического бюро Авто ВАЗа. Целью их командировки в Бельгию была доработка дизайна автомобилей ВАЗ для западного рынка изучение новейшей автомобильной техники, знакомство с предприятиями способными наладить выпуск альтернативных вариантов деталей экстерьера и интерьера. Облицовки радиатора, бамперов сидений, накладок порогов спойлеров, колпаков колес и т. д. Сейчас это называется Тюнингом. Результатом работы Вазовских специалистов и сотрудников Бельгийской фирм стало появление в 1988-1990 годах нескольких интересных модификаций на базе все той же «Самары RSI  (автомобиль спортивного типа с форсированным 1600 — кубовым двигателем мощностью до 130 л.с. Carlota и  Cabrio. Все три выставлялись на Брюссельском автосалоне в январе 1990 года. брюссельский автосалон стал для Scaldia — Volga  триумфальным: яркие запоминающиеся машины хозяйка стенда — победительница конкурса «Московская красавица» Маша Калинина. Открытый вариант ВАЗ-2108 разработанный по инициативе Б.Г. Хубаева (шефа Scaldia — Volga) вместе с советскими инженерами представлял собой настоящий кабриолет — линия среза крыши проходила сразу за передними стойками и рамкой ветрового стекла. Чтобы обеспечить кузову необходимую жесткость, силовую структуру пришлось основательно переработать. В передней части кузова пара усилителей-швеллеров приваривалась перед стойкой, к которой крепились петли дверей. Еще более мощные и крупные в сечении швеллеры располагались в районе порогов, от передних до задних колесных арок. С каждой стороны было предусмотрено прямоугольное отверстие для домкрата. В местах примыкания швеллеров к колесным аркам спереди и сзади использовалось  соединение их дополнительными усилителями при помощи сварки треугольником к основанию лонжеронов. В салоне пара тонкостенных швеллеров размещалась в районе отсутствовавшей средней стойки. Эти усилители, облицованные пластиковыми панелями, служили и для крепления ремней безопасности. В задней части кузова усилители  из уголков и приваренных к ним листов металла располагались внутри боковин, между средними стойками и задними колесными арками. Наконец, по всей ширине кузова между задними крыльями находилась мощная стальная ферма из листов металла толщиной 4 мм . Абсолютно все усилители были аккуратно прикрыты штатными кузовными деталями, что делало облик автомобиля более гармоничным. Комплекс мер принятых проектировщиками для обеспечения жесткости кузова, позволил достичь показателей жесткости, характерных для обычного ВАЗ-2108, а местами значительно их превзойти. Общая масса машины, несмотря на отсутствие крыши, возросла на 70 кг Над внешним видом обновленного кабриолета трудился  дизайнер ВАЗа Владимир Ярцев, внешность машины удалось облагородить с помощью комплекта аэродинамических спойлеров и декоративных накладок опоясывающих кузов снизу. В перечень штатных опций вошли литые диски колес магнитола и даже кожаный салон. Машина в таком виде отвечала самым строгим мерам безопасности. На презентации новую машину называли LADA Cabrio а в некоторых изданиях Lada Carlota cabrio

 

 

maxresdefault

 

 

 

 

 

 

maxresdefault-1

 

LADA CARLOTA   CABRIO Автомобиль с четырьмя круглыми фарами вместо прямоугольных фар имело явное внешнее сходство со стоявшей рядом LADA  CARLOTA  Но когда начались продажи голландцы предложили дать кабриолету собственное имя LADA  NATASHA которое оказалось на редкость удачным. Имя Наташа ассоциировалось с нежностью и женственностью одинаково хорошо звучало на всех европейских языках и очень шло красивому прогулочному автомобилю

 

lada-samara-07

 

 

 

1259071576

 

 

 

9c2356428606fd1bfc7c9b95a5c3ff82

 

Производство кабриолетов занималась компания EBS сегодня она называется AST на базе автомобилей. которые ей представляли Scaldia —  Volga в качестве базовых использовались ВАЗ-2108 как с длинным, так и с коротким крылом. Кабриолеты также заказывали немецкие, голландские и французские экспортеры советской «Лады». Причем заказы поступали обычно на самые дешевые модификации и в некоторых случаях экспортеры самостоятельно устанавливали свои киты (обвесы). Этим объясняется разнообразие существующих вариантов внешнего вида кабриолетов. Lada. С ноября 1990 по декабрь 1995 года было построено 456 кабриолетов. причем первый заказ был сразу на 300 машин. В Бельгии было продано 144 экземпляра, в Германии  поставлено 106. во Францию — 164 машины. В Венгрию — 1 автомобиль. Во Франции кабриолет на базе ВАЗ-2108 с двигателем 1.1 л стоил 79800 франков. Автомобили с двигателем объемом 1.5 литра и мощностью 68 л.с. был установлен катализатор выхлопных газов, который съедал 2 л/с стоил 89900 франков. Для примера: обычный ВАЗ-2108 с тем же двигателем стоил 53700 франков. Несмотря на удорожание почти в полтра раза, кабриолеты ВАЗ-2108 все равно оставались самыми дешевыми на европейском рынке машин с убирающимся верхом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.