Легендарная копейка

2101_abc

Да, мы не ошиблись, именно Советского Автопрома, когда создавалась Ваз-2101, и как стали ее любовно называть в народе «копейка», а это было в середине 60-х годов, был единый и нерушимый Советский Союз.

В те годы, страна остро нуждалась в дешевом, простом, но в тоже время современном, народном автомобиле, который бы удовлетворял запросы широких слоев населения. Создать такую машину в короткий срок, советский автопром попросту не мог. У отечественных заводов не было перспективных разработок, готовых стать на поток. Выход был найден в покупке  лицензии на производство иностранной модели. А если уж выбирать так автомобиль года.

Именно так назывался ежегодный конкурс на выбор лучшего автомобиля года.  Его выбирали международные журналисты, пишущие на автомобильную тематику (их обычно пятьдесят с лишним). В этом конкурсе, если быть точным, в жюри было 54 журналиста, большинством голосов победил итальянский автомобиль FIAT-124, именно он стал автомобилем 1965года, и послужил прототипом для базовой модели «Жигулей», которая получила индекс Ваз-2101.

Ваз расшифровывается так Волжский автомобильный завод.

Первая двойка-это классификация модели по объему двигателя: до 1.6литра малый класс, то есть «малолитражка»

Последняя цифра 1-первая модель в группе.

копейка

Основные характеристики.

Ваз-2101 даже внешне отличался от итальянского собрата. На бампере вместо декоративных накладок – «клыки».  Дверные ручки  более современные,  утопленные, вместо обычных  кнопочных. Иная форма  зеркала заднего вида на водительской двери. На бампере появилось отверстие для пусковой рукоятки,  «кривого стартера», как без него в наших условиях. Практика показала, что эта вещь действительно необходима, часто бывает, что нужно провернуть двигатель – для регулировки клапанов, например.

1.Салон

В салоне удобные, широкие кресла из «кожаного заменителя» из такого же материала накладки на дверях. Тонкий руль не закрывает щиток приборов. Что было удивительно, и вызывало жуткую зависть у владельцев «Москвичей» и «Волг» , так это отлично работающая печка.В «жигулях» было тепло даже в самые лютые морозы, и стекла никогда не замерзали.

2.Система обдува

Дело было в системе обдува и особой конструкции «термостата»,  который гонял тосол по малому кругу, пока двигатель не прогреется, а потом только открывался, благодаря этому время прогрева двигателя значительно сокращалось.

3.Особенность панели приборов

На панели приборов были знаменитые круглые воздуховоды, они сразу бросались в глаза, создавали некий шарм, их можно было направить на лобовое стекло, чтобы стекло не запотевало ни в стужу, ни во влажную погоду.

4.Стеклоочеститель

Для удобства водителя, в алгоритм работы стеклоочистителя, введена пауза. Основные функции управления светом фар, переключателем поворотов выведены на рулевую колонку. Особенно радовала большая площадь остекления, которая обеспечивала отличную обзорность,  это достигалось изогнутостью лобового стекла, и тонкими боковыми стойками.

5.Багажник

 имел хорошую для малолитражного автомобиля вместимость.

6.Запасное колесо

Запасное колесо расположенное  в специальной нише левого крыла, не мешает доступу в багажник. Кузов Фиата-124 подвергся переделке, его усилили, для эксплуатации в наших условиях. Для этого протянули лонжероны через весь кузов полностью, у прототипа они не затрагивали центральную часть салона. Усилены также места крепления передних и задних амортизаторов. Изменили и саму подвеску: установили более жесткие пружины, рычаги передней подвески стали делать из металла большего сечения методом штамповки. Долго экспериментировали с амортизаторами задней подвески, в итоге их несколько отнесли от пружин и установили с наклоном к горизонтали, что сделало подвеску достаточно выносливой и надежной, улучшило управляемость автомобиля. Подобрали такие характеристики жесткости, которые сочетали удовлетворительную плавность хода и хорошую  устойчивость и управляемость.

7.Тормозная система

стала раздельной, двухконтурной, что значительно повысило безопасность автомобиля, так например, если выйдет из строя передний контур (два передних колеса) можно доехать на одном заднем контуре, и наоборот. Передние тормоза впервые на отечественных автомобилях, изготовили дисковыми с жестко закрепленной тормозной скобой. Это конечно ухудшило ремонтопригодность узла и значительно уменьшило ресурс тормозных колодок, зато в несколько раз увеличило эффективность торможения автомобиля. Задние дисковые тормоза заменили на барабанные, так как они более выносливы в условиях бездорожья, меньше засоряются грязью и песком, хотя они менее эффективны и скорее перегреваются. Стояночный (ручной) тормоз – механический, с тросовым приводом на задние тормозные колодки. «Ручник» как правило, не работал при износе задних тормозных колодок, так как их менять гораздо сложнее, чем передние, попробуйте отвернуть тормозной барабан, он намертво прикипал к ступице колеса и снять его можно, только при помощи смекалки и специального оборудования. Поэтому так и ездили только на передних тормозах, благо они очень эффективны, но в случае лопнувшего тормозного шланга можно было остаться совсем без тормозов, что нередко и бывало.

Другие технические характеристики

Кардинальным переделкам подвергся четырехцилиндровый 1.2 – литровый силовой агрегат, оказалось, что мощностные  показатели на ряде важных режимов ниже требуемых, а нижнее расположение распредвала и штанговый привод не позволяет их повысить. Много недостатков выявилось в системе питания, двигатель имел повышенные требования к октановому числу бензина, а это уже существенный недостаток для нашего потребителя. Поэтому его переделали: увеличили межцентровое расстояние между гильзами, распределительный вал перенесли наверх, что позволило избавиться от сложной кинематики штанг. Соответственно поднялась максимальная мощность до 64л/с, и улучшились характеристики крутящего момента, снизился расход топлива. Система питания получила новый двухкамерный карбюратор с падающим потоком горючей смеси и механическим приводом открытия второй камеры. Вначале ставились немецкие карбюраторы «Вебер» потом пошли копии отечественные «ДААЗ»

 

Из истории ВАЗа:

-Для массового производства нового автомобиля вначале в Ставрополе – на – Волге (затем – Тольятти) за три с небольшим года был построен завод, рассчитанный на выпуск более 600 тысяч легковых автомобилей.

-19апреля 1970года первая «копейка» сошла с конвейера.  Правда, массовое производство малолитражки началось лишь в сентябре. Всего в 1970году было выпущено 21 тысяча ВАЗ – 2101. Автомобиль получил торговое название «Жигули». С коммерческой точки зрения оно оказалось не идеальным – для ряда иностранных языков было неблагозвучным.

-Экспортный вариант ВАЗ – 2101 назвали «Лада». Сразу же началась спортивная карьера «Лады» в октябре 1971года пришел первый успех на международных соревнованиях. Это был «Тур Европы», который стартовал и финишировал в Западной Германии.  Трасса длиной 14000км проходила через Данию, Норвегию, Швецию, Финляндию, СССР, Польшу, Румынию, Чехословакию, Болгарию, Турцию, Италию, и Австрию. Всего стартовало 53 экипажа, и советская команда, составленная из Москвичей и Жигулей, завоевала золотой и серебряный кубки гонки. Это была прекрасная реклама для новой советской малолитражки. Одна из тех «копеек» победительниц хранится в музее «Авто – Ваза».

– В 1972-м началось серийное производство ВАЗ – 2102 модификации с кузовом универсал. Как и первая модель, универсал вскоре стал очень популярным особенно среди дачников.

-Также в 1972году начался выпуск люксовой версии Фиата 125, которая получила индекс ВАЗ – 2103. Но полноценное производство началось только в 1973году. «Тройка» – именно так любовно ее называли, значительно отличалась от «копейки» в первую очередь отделкой кузова, это молдинговые накладки по бортам. Другие задние фонари, большего размера, бампера другой формы. И, конечно же, салон другие сиденья, сзади был подлокотник, ручки дверей были другой формы, более удлиненные спереди и сзади, играли роль подлокотников. На полу были толстые тканевые ковры, поэтому салон имел улучшенную шумоизоляцию  соответствующую нормам того времени. На дверных панелях пластиковые накладки из мягкого пластика. Панель приборов более стильная, в одном овале тахометр и спидометр.  Впервые появилась консоль у рычага переключения передач. Под капотом появился гидравлический усилитель тормозов, который значительно облегчал усилие нажатия на педаль, тем самым повышалась эффективность тормозов. Двигатель стал более мощным 1.5литра 77л/с, мощность подняли за счет увеличения хода поршня до 80мм, у 2101 он был 66мм. Такие двигателя назывались длинноходными, ошибочно считалось, что они будут менее долговечными, на практике же оказалось в точности наоборот они стали более долговечными.

-В 1974году на конвейер была  поставлена следующая версия ВАЗ – 21011 с  1.3литровым двигателем 69л/с, мощность подняли за счет увеличения диаметра цилиндра, он стал 79мм, вместо 76 у «копейки» и «тройки».

За все время производства с (1970 по 1984) было выпущено 2702657автомобилей ВАЗ.  Многолетняя эксплуатация  ВАЗов   подтвердила правильность сделанного 42года назад стратегического выбора: некоторые «копейки» без капремонта проходили 300 тысяч км и более. Как авто ВАЗу поднять свой имидж и так уже упавший ниже некуда, создать автомобиль на базе «Копейки» как это сделал Фольксваген со  своим «Жуком». Что мешает оставить кузов «01» затюнинговать его. Поставить  диски 14 или 15 размера. Новый салон, сиденья кондиционер, гидроусилитель руля. Новый двигатель,  реечное рулевое управление. Вот это будет сенсация, не надо выдумывать колесо, оно давно придумано, и нужно пользоваться  заслуженной славой и популярностью, которая была в народе у «Копейки» первая любовь, как известно долго помнится.  Все это нужно только возродить.

Достоинство ВАЗов заключается в их простоте,  любой ремонт даже двигателя можно сделать своими силами даже в дороге. У автора  был такой опыт, он  менял поршневую группу на даче. А прокладку головки блока, менял на трассе по дороге в Щучье – Боровое, все прошло удачно. Благо весь инструмент был всегда с собой,  а по- другому  было ездить на «Жигулях» невозможно.  Они приучали их владельцев к знаниям, и техническому совершенству.   А тот факт, что многие из Ваз 2101   и сегодня колесят по нашим дорогам, говорит о многом. Надо гордиться своей историей, возрождать ее и  преумножать.

 

2,177 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

1 комментарий

  1. Александр

    Дааа!Машина конечно же не давала забыть навыки авторемонта а наоборот-повышала их)это была наша семейная реликвия..с 76 года она была в одних руках.ВАЗ2101. Но карбюратор стоял ВЕБЕР.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>