Сдаём на права: сложности экзамена по вождению

Сотрудники редакции kolesa.kz на собственном опыте проверили, насколько сложно сегодня сдать экзамен по вождению, и поделились своими впечатлениями.

Не так давно стало известно, что получить права в Казахстане скоро можно будет без корочки из автошколы. По поводу этого написано уже немало: свои доводы высказали как сторонники, так и противники данного новшества, так что мы не будем заострять на этом внимание, а перейдём непосредственно к практическому экзамену. Проверим, станет ли он фильтром, не выпускающим на дороги откровенных двоечников.

В компьютерном классе на сдаче теоретического экзамена людей минимум, зато на автодроме очередь

По приглашению ДВД мы побывали на экзаменационных площадках в спецЦОНах Астаны и Алматы, на собственной шкуре проверили, каков практический экзамен на автомобиле и мотоцикле, и готовы поделиться своими впечатлениями. Скажем сразу, теорию мы не сдавали, так как основную сложность для экзаменуемых представляет именно практика.

На чём сдавать экзамен

Автопарк автодрома в алматинском спецЦОНе состоит из нескольких ZAZ Chance (с механикой) и Peugeot 301 на автомате, нескольких мотоциклов и квадроциклов, а также набора грузовых автомобилей, автобусов и прицепов. С весны прошлого года сдать экзамен можно и на автомате. Отличное новшество, но в правах после такой сдачи появится специальная отметка.

Итак, в алматинском специализированном ЦОНе нас ждал полностью автоматизированный автодром и два автомобиля на выбор: ZAZ Chance и Peugeot 301. Сажусь в «Шанс», машина оказывается в очень простой комплектации, с механической КПП и без регулировки руля. Могу настроить только сиденье и зеркала, но посадка всё равно как в ВАЗ-2107, на котором я когда-то учился. Маленькая хитрость — боковые зеркала можно сразу же опускать в парковочное положение так, чтобы видеть задние колёса, они понадобятся экзаменуемым только при маневрировании задним ходом.

Автомобиль оборудован набором датчиков, камер и специальным прибором в салоне, который фиксирует прохождение упражнения и даёт указания водителю

Инструктаж сидевшего рядом полицейского выглядел примерно так: «Сейчас запустим программу, она скажет, что делать. Ехать по стрелкам на асфальте». Ладно, тогда поехали. Включаю левый поворотник и трогаюсь с места. Ещё одна хитрость — машина стоит посреди дороги, но, начиная движение, всё равно надо включать левый поворотник, иначе получите 5 штрафных баллов. На финише я в итоге забыл про правый поворотник, хотя ещё до того, как я подъехал к концу трассы, автоматика поздравила меня с успешной сдачей.

Хитрости трассы

На автодромах в спецЦОНах Алматы и Астаны стандартный набор препятствий: начинается всё с «зебры», затем следует остановка с троганьем в горку, а дальше в зависимости от того, какой маршрут выберет водитель, будет «змейка», ж.-д. переезд, параллельная парковка, маневрирование в стеснённом пространстве, несколько регулируемых и нерегулируемых перекрёстков, а также полоса разгона и торможения. Экзамен на грузовых автомобилях принимается здесь же.

Кстати, о штрафных баллах. Для того чтобы успешно сдать практический экзамен, необходимо уложиться в 100. Легко? Мне тоже так казалось, пока я не оказался на месте экзаменуемого. Вот катишь ты по автодрому (разгоняться, к слову, больше 20 км/ч нельзя), пропускаешь воображаемых пешеходов, поезда и машины, едущие по главной. Вроде бы всё просто и понятно, а на финише мне говорят: «Вы набрали 90 штрафных баллов». Экзамен пройден, но я был в 10 баллах от провала.

Где был «затык»? Львиную долю штрафов я нахватал на участке со знаками 4.7 и 3.24. Можете сходу ответить, о чём идёт речь? Всё верно, я тоже не помню, какие цифры соответствуют знакам «Ограничение минимальной скорости» и «Ограничение максимальной скорости». Между знаками было несколько десятков метров, так что загодя увидев первый, я плавно ускорился до чуть больше 20 км/ч, а когда подъехал ко второму, я немного притормозил, снизив скорость до чуть меньше 20 км/ч…

…и получил сходу 45 штрафных баллов! За что? Оказывается, я неправильно… переключал передачи на полосе разгона. На самом деле я их вовсе не переключал, тяги на второй передаче вполне хватало для небольшого разгона. А вот где-то после этого участка я, видимо, проморгал экстренное торможение. Ну честно, я не видел ничего такого, что должно было заставить меня тормозить в пол. В экзаменационном листе числились следующие нарушения: неправильная передача при начале разгона, неправильная передача при его завершении, не было остановки после экстренного торможения, не была включена аварийная сигнализация при экстренном торможении.

Ещё 25 баллов штрафа я схлопотал на стоп-линии перед ж.-д. переездом. На саму линию я точно не наехал колёсами и, как мне кажется, не достиг её даже бампером. Но автоматика фиксирует также положение задних колёс, так что вполне возможно, что я просто подъехал к ней слишком близко. Учтите это, если планируете сдавать на права. Ещё 20 штрафных баллов за превышение скорости (2 раза по 10 баллов) и 5 за неправильное включение аварийки при движении задним ходом. Сдавая задним ходом во дворе, я не забыл про аварийку, но сначала тронулся и только потом включил мигалки. А надо было наоборот. Но превышение скорости также стало для меня сюрпризом. Видя, сколько по трассе натыкано ограничений скорости 20 км/ч, я заранее дал себе установку просто не разгоняться выше, но всё же где-то попался на радар.

Так выглядит экзаменационный лист, который выдаётся после практического экзамена, на нём можно посмотреть все свои ошибки

После финиша выдаётся распечатка, в которой указаны все испытания, зафиксированы нарушения и подведён итог: «сдали» или «не сдали». Набрав 90 штрафных баллов, я всё же сдал экзамен, но был на волосок от провала. Хотя мне казалось, я проехал почти идеально. Когда инструктор сказал, что у меня 90 баллов, я подумал: это от ста осталось девяносто, а я набрал всего 10 штрафных, но всё оказалось гораздо сложнее, чем казалось.

Напутствие курсантам

Сдать практический экзамен оказалось не так-то просто. Опыт позволит вам не заглохнуть на старте, тронуться в горку и легко выполнить упражнение «параллельная парковка задним ходом». Всё остальное требует повышенного внимания и досконального знания ПДД. Признайтесь, часто ли вы включаете аварийку, сдавая задом во дворе? К примеру, я делаю это только в темноте, чтобы дополнительно подсветить пространство вокруг авто. В повседневной эксплуатации такие мелочи забываются, ведь в основном мы движемся по хорошо знакомым дорогам и в лучшем случае сталкиваемся со знаками ограничения скорости, приоритета и с дорожной разметкой. Когда вы в последний раз видели «Ограничение минимальной скорости»?

Из группы журналистов, которых ДВД пригласил в алматинский спецЦОН, только я сдал практику с первого раза, похожая ситуация была и в Астане у нашего коллеги Сергея Моисеева. С другой стороны, такая строгость — это как раз то, что не позволит получить права тем, кто путает знак «Остановка запрещена» с кельтским крестом, а «Неровную дорогу» принимают за обозначение вторичных половых признаков.

Тем не менее сдать экзамен вполне реально, и важно не просто уметь водить и знать правила, а максимально ознакомиться с нюансами. К примеру, про поворотник при старте я узнал после того, как несколько коллег провалились на этом. Перед тем как садиться за руль, стоит внимательно понаблюдать за ходом экзамена, постараться вникнуть в ошибки других людей и, конечно, вытянуть максимум информации из сидящего рядом инспектора. Удачи вам.

Автор: Сергей Моисеев

На двух колёсах по-старинке

Мотосезон 2016-го неожиданно для себя я открыл в седле полицейской Honda CB750 на экзаменационной трассе спецЦОНа Астаны, куда журналистов пригласили сдавать практику без обучения в автошколе. Однако в отличие от экзамена по вождению на категорию B сдавать на мотоцикле приходится по старинке. Автоматизированные мотодромы на данный момент есть только в Актобе и Костанае.

Трасса оказалась меньше, а фигуры на ней компактнее, чем казалось после прочтения стандарта экзаменационного трека. Перекладывать незнакомый и довольно тяжёлый байк на «восьмёрке» в самом деле довольно сложно. Разок даже пришлось выставить ногу, но инструктор сказал, что один раз можно, в остальном всё идеально. Поэтому, сдав теорию, я мог бы получить водительское удостоверение категории А и превратиться в одного из необкатанных новичков, для которых ближайший сезон наполнится высоким риском.

Экзамен на категорию А принимают на мотоцикле Honda CB750

Разница между практическим экзаменом на автомобиле и на мотоцикле неочевидна, но между ними пропасть. Если экзаменационный автодром имитирует городские улицы со светофорами, парковками, знаками и разметкой, то экзамен для мотоциклиста сродни тесту на трезвость. Умеешь рулить, держать равновесие и тормозить — держи права! Добро пожаловать в отряд камикадзе!

Книг о вождении мотоцикла много, но их даже нельзя купить. Большая часть существует в пиратских переводах в Интернете. Одна из лучших называется «Дорожная стратегия. Учебник по выживанию для мотоциклистов». Её написал Дэвид Л. Хафф. По-хорошему, именно эту книжку или что-то подобное должны зазубривать в мотошколах, пестуя новичков. Сначала она кажется небольшой и написана в виде коротких, не связанных друг с другом историй. Но попробуйте прочесть её за один присест и сразу поймёте, что объём информации — не просто полезной, а необходимой для выживания на двух колёсах — невозможно усвоить сразу. А большую часть из этого необходимо перевести из знаний в навыки.

Мотошлем для экзамена из числа бывалых. Надеемся, что всё ограничилось только царапинами на шлеме

С учётом этой перспективы отмена обязательного обучения для получения водительского удостоверения категории А выглядит весьма печально. Но действительно ли в автошколах байкеров-новичков учили всему необходимому, если даже на экзамене до сих пор спрашивают не то, что реально нужно знать и уметь для безопасного вождения мотоцикла?

 

 

 

 

 

dirse-v-avtocone

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.