СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

Научный журнал   УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ  ISSN 1681-7494  «ПЕРЕЧЕНЬ»  ВАК

Авторы Курымбаев С.Г. Карагандинский Государственный университет имени  Е.А. Букетова.

Самашова Г.Е. Карагандинский Государственный   технический университет

 

 

 

 

Проблема повышения качества образования становится наиболее актуальной в связи с вхождением Республики Казахстан в единое мировое образовательное пространство, где востребованным оказывается специалист, квалифицированный в ряде областей, постоянно занимающийся самообразованием. Принятая в 2004 году «Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы» определила государственную образовательную политику на ближайшее пятилетие, выдвигая главную цель – развитие системы образования, ориентированного на результат [1].

Экономические и социальные преобразования в современном Казахстане требуют от системы профессионального образования определения основных направлений развития и механизмов адаптации или модернизации в современных социально-экономических условиях, дающих новое видение роли образования в государственной политике. Возрастает необходимость ее научного и нормативно-правового сопровождения, конструктивного использования казахстанского, российского и зарубежного опыта, учета общемировых тенденций развития экономики и человеческих ресурсов [2].

Высокий уровень дорожно-транспортных происшествий (ДТП) свидетельствует о том, что в период перехода к рыночным отношениям среди населения снизилась дисциплина, притупилось чувство взаимной ответственности между участниками дорожного движения, уменьшилось внимание к обучению Правилам дорожного движения. Как следствие общей низкой культуры поведения на дорогах – большие человеческие и материальные потери Республики Казахстан в последнее время [2].

Цель исследования: рассмотреть основные проблемы подготовки водителей транспортных средств.

Методы исследования: обобщение теоретического материала, связанного с состоянием сферы подготовки водителей, которое на данный момент не отвечает современным требованиям обеспечения безопасности на дорогах.

Профессиональная деятельность требует от специалиста не только глубоких теоретических знаний, но и необходимой специальной подготовки.

Поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладающих высоким профессионализмом, конкурентоспособностью, является одной из актуальных ПРОБЛЕМ  современного образования.

Травматизм на дорогах уже не одно десятилетие называют «эпидемией» и, несмотря на принимаемые меры, эта эпидемия набирает всё большие обороты. По оценкам экспертов ООН, которые представлены в Глобальном плане ООН по обеспечению безопасности дорожного движения на 2011–2020 годы, «…к 2020 году ДТП в качестве причин смертности обгонят такие болезни, как инсульт и СПИД». По их прогнозам «…при отсутствии незамедлительных и действенных шагов дорожно-транспортный травматизм станет пятой ведущей причиной смерти (населения всех возрастов) в мире, ежегодно уносящей 2,4 миллиона человеческих жизней» [3].

Казахстан не является исключением в этой печальной статистике. Комитет дорожной полиции МВД Республики Казахстан опубликовал полную статистику ДТП в 2012 году, из которой следует, что по сравнению с 2011 годом дороги стали опасней, общее количество аварий выросло на 17,9 %. Всего на дорогах республики в 2012 году было зарегистрировано 14 168 происшествий, в которых погибли 3 022 человека и 17 488 получили ранения. Погибших и раненых тоже стало больше – на 11,6 % и на 24,9 % соответственно [3].

Главными причинами аварий на дорогах остаются водители. Превышение скорости привело к 23,4 % всех ДТП. На втором месте (9,2 %) выезд на встречную полосу, далее следует нарушение правил проезда пешеходных переходов (7,9 %) и правил проезда перекрестков (7,9 %). С каждым годом растёт количество ДТП по вине водителей, стаж управления транспортными средствами которых составляет до одного года.

Причин такого кризисного состояния дорожного движения много, среди них происходящая массовая автомобилизация населения, несоответствие параметров дорог уровню загруженности, плохое качество дорожного покрытия и ремонта дорог, техническое оснащение и так далее. Решать проблемы необходимо комплексно, это «принятие дополнительных мер по адаптации общества к современным требованиям обеспечения безопасности дорожного движения, учитывающих международные правовые документы и рекомендации, передовой опыт применения инновационных технологий, финансовых механизмов и управленческих решений в данной сфере» [5].

Среди основных проблем наиболее актуальной является состояние сферы подготовки водителей, которое на данный момент не отвечает современным требованиям обеспечения безопасности на дорогах. От знаний, умений, навыков, опыта водителя, которые позволяют оценивать дорожные ситуации, принимать правильные решения, уметь быть ответственным, зависят жизни всех участников дорожного движения.

Подобные требования выдвинуты и в Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года, в которой говорится, что «при формировании кадрового потенциала отрасли автомобильного транспорта необходимо совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров» [6].

Участники четвертого международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», представляющие органы государственной власти, международные организации, общественные объединения, образовательные и научно-исследовательские учреждения, предприятия транспортной отрасли и дорожного хозяйства, профессиональные ассоциации, средства массовой информации государств-участников Содружества Независимых Государств, который состоялся 27–28 сентября 2012 г. в г. Санкт-Петербурге, рекомендовали государствам-участникам СНГ разработать и утвердить профессиональные стандарты подготовки водителей по всем типам транспортных средств, а также требования к учебным организациям, осуществляющим такую подготовку [5].

Отвечая на вопросы депутатов Мажилиса парламента о том, что МВД намерено сделать, чтобы повысить качество подготовки водителей, заместитель министра внутренних дел Ерлик Кененбаев отметил: «Порядка более 900 у нас автошкол, которые готовят нам водителей, и качество подготовки этих водителей, мы считаем, не соответствует тем стандартам, требованиям, которые предъявляются.  Конечно, мы не можем контролировать учебный процесс, но в данное время наши представители будут принимать участие при приеме экзаменов и при получении водительского удостоверения. Мы будем жестко отсевать тех водителей, которые не будут соответствовать предъявляемым требованиям к знаниям правил дорожного движения, практике вождения и так далее» [7].

Во всех нормативных документах, положениях, рекомендациях озвучены основные проблемы подготовки водителей:

– отсутствие адекватной нормативной базы;

– содержательная часть обучения только частично определена документально;

– система приема экзаменов;

– отсутствие системы контроля за квалификацией водителя после того, как он получил водительское удостоверение;

– отсутствие какого-либо органа по координации действий всех участников системы подготовки водителей.

Понимание того, что закладка фундамента основ профессионализма водителя должна проходить именно на этапе подготовки водителей.                                                                                          выявило ещё одну значимую проблему – это подготовка педагогических кадров для системы подготовки водителей, так как эффективность учебного процесса зависит не только от продолжительности обучения, но и во многом от квалификации преподавательского состава. Успех достижения цели обучения зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. К сожалению, преподаватели-инструкторы и не слышали о таких основных понятиях, как метод, форма обучения, обучение, активность обучаемых и активные методы обучения. Трудно добиться существенного повышения качества подготовки водителей без повышения качества подготовки самих преподавателей.

В Республике Казахстан полностью отсутствует какая-либо система подготовки или переподготовки педагогических кадров для нужд автошкол, нет и единых квалификационных требований, при приёме инструктора на работу, нет не только гарантии, но и какой-либо уверенности, что он сам хороший водитель и главное – умеет этому учить.

Квалификационные требования к деятельности по подготовке, переподготовке водителей транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2012 года № 321 включают наличие [8]:

1) стенда учебной документации;

2) учебного плана и тематического плана по предметам типовой программы;

3) программы обучения, разработанной на основании типовых программ, утвержденных организациями;

4) расписания занятий;

5) графика вождения;

6) схемы маршрутов;

7) оснащенного помещения для проведения занятий – оборудование (учебное и лабораторное), обеспечивающее ведение учебного процесса в соответствии с утвержденными типовыми и учебными программами подготовки и переподготовки (допускается использовать помещение и оборудование на правах аренды);

8) транспортных средств, не менее одной единицы, для каждой категории, по которой будет проводиться обучение;

9) преподавателей и мастеров производственного обучения по вождению автомобиля, которые должны иметь:

– высшее или среднетехническое образование по автомобильной специальности;

– водительское удостоверение той категории, по которой они будут проводить обучение;

– водительский стаж не менее пяти лет;

10) фонда актуализированных нормативных документов по вопросам подготовки, переподготовки водителей.

Таким образом, вопрос профессионализма преподавателей и мастеров производственного обучения по вождению автомобиля остаётся нерешённым.

Для сравнения: квалификационные требования инструктора-преподавателя в Германии включают:

– среднее техническое образование;

– водительское удостоверение категорий А, В, С, СЕ;

– отсутствие медицинских противопоказаний;

– моральная устойчивость (отсутствие судимости, грубых нарушений ПДД);

Инструктор-преподаватель проходит обучение, продолжительность которого составляет 700 часов. Сдаёт экзамены:

– письменный экзамен – 60 минут,

– устный экзамен – 30 минут,

– практическое вождение – 60 минут.

К самостоятельной работе в качестве инструктора-преподавателя (право получения лицензии) допускаются лица, имеющие опыт работы не менее 5 месяцев в автошколе. Один раз в два-четыре года он обязан пройти повышение квалификации.

В Германии процедура оценки качества знаний преподавателей при допуске к самостоятельной работе осуществляется комиссией, состоящей из юриста, механика, педагога, автоинструктора, представителя надзорного органа.                                                                                                                                                                                                                                            При этом с первого раза экзамен сдают только 40 % будущих преподавателей, по результатам пересдач – еще 30 %,                                                                                                                                 а оставшиеся 30 % – вообще   НЕ  ДОПУСКАЮТСЯ  к самостоятельной преподавательской деятельности [9].

Очень положительный опыт хорошо применить его у нас в РК (примечание Администратора).

Приведенные данные показывают большую разницу требований к подготовке преподавателей. Перед преподавателями на курсах подготовки и в автошколах встает много новых проблем: выражение целей образования на языке профессиональных задач, структуризация учебных планов, обучение слушателей операциям мышления, методологии системного подхода, применение компьютерных программ, переход к новым дидактическим системам. Это огромная и напряженная работа.

К недостаткам, снижающим эффективность учебного процесса, необходимо отнести:

– отсутствие нового методологического подхода к обучению;

– низкий уровень квалификационных требований к профессиональной подготовке преподавателей теоретического курса и мастеров производственного обучения вождению (инструкторов);

– снижение затрат на содержание квалифицированных специалистов, лишь часть преподавателей автошкол имеют профильное образование;

– старение и вытеснение опытных преподавательских кадров молодыми, не имеющими специальной подготовки;

– неумение преподавательского состава пользоваться новейшими наглядными пособиями, техническими средствами обучения;

– неумение мастеров производственного обучения (инструкторов) методически правильно строить занятия по практическому вождению.

Поэтому очень важно, чтобы преподаватель хорошо знал предмет, владел разнообразными методическими средствами и приемами, имел основные психолого-педагогические знания, научился строить взаимоотношения со слушателями, которые имеют разный возраст и уровень знаний.

Для подготовки профессиональных преподавателей и мастеров производственного обучения вождению в сфере подготовки водителей автотранспортных средств необходимы более четкая регламентация квалификационных требований и организация курсов повышения квалификации, где преподавателей знакомили бы с современными достижениями в области педагогических и информационных технологий, с психофизиологическими аспектами подготовки водителей.

Такие курсы повышения квалификации функционируют в России, Республике Беларусь, Украине, их единицы по сравнению с количеством автошкол и курсов по подготовке водителей.                        Ситуация в дорожном движении требует создания таких курсов и в Республике Казахстан.                                                                                                                                                                          Трудно добиться эффективного повышения качества подготовки водителей без повышения качества подготовки самих преподавателей, поэтому преподаватели и мастера производственного обучения, не имеющие педагогического образования, и лица, вновь поступившие на работу, должны в обязательном порядке проходить обучение по программе повышения квалификации, связанной с педагогическими основами деятельности преподавателя (мастера) по подготовке водителей транспортных средств.

В Казахстане проблема подготовки и переподготовки водителей стоит очень остро. На первый план выдвигается задача приобретения водительского удостоверения.                               На курсах водителей учат только управлять транспортным средством, поэтому у начинающих водителей отсутствуют необходимые практические знания, умения и навыки [10].

Задачей переподготовки водителей считается повышение их профессионализма, то есть водительского мастерства. В настоящее время пока еще нет даже лишь приближенного единого для всех людей и условий критерия соответствия всем требованиям эффективного и безопасного вождения. Существует необходимость понятия водительского мастерства или водительской непригодности.

Водитель – это участник дорожного движения, он является основным и наиболее сложным элементом в системе организации безопасности дорожного движения. Несмотря на то что опытному, квалифицированному, находящемуся в хорошем физическом состоянии водителю удаётся нередко избежать дорожно-транспортных происшествий даже в чрезвычайных обстоятельствах при крайне неблагоприятных дорожных условиях, всё ещё до 90 % всех происшествий совершается по вине водителей или пешеходов. Связано это с подготовкой и квалификацией участников дорожного движения, с их умением действовать в критических ситуациях, которые в значительной мере зависят от индивидуальных физических, моральных и психологических особенностей [11].

Опыт ведущих стран мира показывает, что существенное влияние на снижение уровня аварийности оказывают [12]:

● совершенствование законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и правоприменительной деятельности дорожной полиции;

● развитие дорожной сети, совершенствование дорожных покрытий, внедрение современных методов регулирования дорожного движения;

● улучшение технического состояния и конструкций АТС;

● совершенствование служб по оказанию медицинской помощи пострадавшим;

● совершенствование образовательного процесса.

Все перечисленные факторы функционирования дорожного движения в большей степени зависят от уровня подготовки, переподготовки и квалификации водительского персонала, понимания ими всех составляющих безопасности организации дорожного движения. Недостаточные теоретические знания и ограниченная практика езды при обучении водителей не способствуют разрешению проблем аварийности на транспорте.

Поэтому необходимо менять учебно-производственный процесс подготовки и переподготовки водителей транспортных средств до инженеров-транспортников, проводить работу по подготовке принципиально новых учебно-методических материалов, которые будут предназначаться не только для водителей, но и для других участников транспортного процесса: экспедиторов, диспетчеров, механиков, юристов транспортного профиля и других специалистов.

КОММЕНТАРИИ администратора, в данном исследовании совершенно точно поставлены вопросы, но в виде проблем и не сделано ни намека тем более, предложений как же решать эти проблемы, то что проблемы есть мы и так знаем, но как эти важные вопросы решать, ведь со дня публикации прошло уже семь (7  лет).

Остановлюсь на проблеме в РК отсутствует система подготовки высоко квалифицированных кадров занимающихся подготовкой водителей транспортных средств способным быстро приспосабливаться к новым условиям труда. обладающих высоким профессионализмом и конкурентоспособностью.

В РК да и в бывшем Советском Союзе не было и нет, специальных учебных заведений и даже факультетов, которые бы готовили специалистов для  учебных комбинатов министерства транспорта, автошкол ДОСААФ, профессионально-технических училищ.  В Казахстане была четко отлажена система повышения профессионального мастерства педагогических кадров. Были Республиканские Курсы подготовки и переподготовки педагогического состава автошкол: преподавателей, мастеров практического обучения и мастеров практического обучения вождению.     Такие республиканские центры были подготовки и переподготовки были в Алма-Ате и Джамбуле ныне ТАРАЗ. Преподаватели и мастера приезжали туда для учебы из всех среднеазиатский Республик. Преподаватели проходили переаттестацию переподготовку каждые три года.После окончания таких курсов выдавалось свидетельство (сертификат), который предъявлялся по месту работы.  Администратор  был на курсах в  городах  Алма-Ате и Джамбуле. Занятия на этих курсах строились по такой схеме. Все «студенты» разбивались на группы по 30 человек. Каждому в начале обучения давали 2 темы. одна по ПДД вторая по устройству автомобиля. И каждый преподаватель перед группой в классе,где сидят его коллеги преподавателя, но они играют роль учеников. И преподаватель ведет урок как будто,  со своим и курсантами, также опрашивает по домашнему заданию, вызывает к доске, ставит  оценки. Затем дает новую тему ученики (конспектируют). После проведения урока происходит  бурное, плодотворное обсуждение, коллеги указывают на ошибки, хвалят, если услышали узнали для себя что-то новое. И критикуют, журят если были недочеты, но все это доброжелательной форме.   Преподаватели узнают для себя много нового, особенно в объяснении сложных тем, в которых он имел сложности. Вечером все, сообща  готовились к проведению своего урока, если тема сложная, то находился самый опытный преподаватель который помогал правильно разобрать тему составить план-конспект. Польза от таких семинаров, курсов просто огромная. преподаватели ва условиях, когда интенсивно меняется техника, изменяются Правила дорожного движения, нужно быть в теме и наверстать и пополнять багаж знаний. Вся эта стройная система подготовки и переподготовки в современном Казахстане благополучно сошла на нет. Если мы действительно хотим иметь квалифицированные водительские кадры и грамотный обучающий персонал нужно возродить эту систему подготовки и переподготовки именной с учителей начинаются хорошие ученики. А если нет или очень мало грамотных преподавателей откуда возьмутся подготовленные водители.

Но проблемы в кадрах как таковой не было. Расскажу на своем опыте я пришел в автошколу ДОСААФ в 1973 году после службы В Армии. До армии закончил техникум автомобильного транспорта. Меня приняли на должность мастера производственного обучения. Мастер проводил лабораторно — практические занятия по устройству  и по техническому обслуживанию автомобиля. НЕ формально а на отличной материально технической базе разбирали двигателя, детали узлы с последующим изучением. Техническое обслуживание проходили в просторных светлых классах стояли 4 автомобиля марки ЗИЛ-131 и 4 Урал 375, 377. Автомобили были практически новые прошедшие до 30000 км.

Сразу закрепили наставника у меня был наставником опытнейший человек Вист Рудольф Вильгельмович, который опекал и помогал мне во всех вопросах. К нему я на первых порах обращался за разъяснением всех непотнятностей. Ведь для того, что грамотно довести материал до учеников его нужно было знать в совершенстве самому, иначе нельзя — это нонсенс не зная материал учить кого другого. Большее значение имеет самоподготовка преподавателя. мастера, для проведения урока нужно готовится и дома и в школе, когда нет занятий обучающий состав готовился к занятия в методическом кабинете и в своем учебном классе. Вот мы и подошли к хорошо забытому старому это наставничество. Как мы это проводим в своей автошколе. Приходит кандидат на работу в качестве преподавателя автотехнических дисциплин, говорит что у него 25 летний стаж работы в институте не называю его. Хорошо! даем ему подготовится время что бы он провел один урок по устройству автомобиля и один по правилам дорожного движения. По устройству не останавливаюсь это было что за один урок темы КШМ кривошипно-шатунный механизм он успел «рассказать» и рулевое управление и тормозную систему. А по Правилам тема запрещающие знаки, на которую отводится два урока по 45 минут он за урок рассказал все запрещающие предписывающие и остановился на информационно-указательных. Кстати такая форма и в настоящее время практикуется в некоторых автошколах. Вывод, это человек 25 лет преподавал студентам, как такое могло произойти?. Стаж работы не главное, главное желание сотрудника освоить в совершенстве свою профессию и желание работать и молодой специалист, который хорошо учился в учебном заведении с помощью опытного наставника и при условии самоотдачи и трудолюбия может за 5 лет быть гораздо опытнее и более полезным в деле, чем тот кто 25 лет просиживал в аудитории и читал лекции по конспекту или того хуже по учебнику. И еще важный аспект был институт педагогических советов на которых решались самые разные вопросы улучшения материально -технической базы и вопросы воспитания и не только ставились вопросы, но что важно находили общие конкретные пути решения этих вопросов. проводились открытые уроки у преподавателей, которые проработали более года. до года открытые уроки не проводились. Так вот. молодой преподаватель проводил урок по теме к которой он готовился заранее. а в классе вместе с учениками сидели все преподаватели школы и записывали замечания по уроку, что было сделано на их взгляд неправильно, какие слова «паразиты» применял преподаватель и.т.д. Затем на педагогическом совете каждый высказывал свое мнение не поносили и ругали, а на оборот в дружеской форме подсказывали как не надо было делать. и что применить чтобы урок был более полезным и понятным ученикам. Такая методическая форма обучения наверно применяется в системе государственного обучения.

Ставились оценки: хорошо, удовлетворительно. Плохо не помню чтобы кому то поставили. После года работы мастером перевели на должность преподавателя. Проработал в школе ДОСААФ с декабря 1973 года по июнь 1992 года.

Как говорил американский менеджер. что для работы в своем супермаркете он никогда не брал на работу тех, кто уже имел стаж работы в других магазинах объясняя это тем, что он этот работник в совершенстве освоил науку как работать не работая, и как лучше обманывать своего работодателя. И освоил правила и методы работы которые действовали в его заведении, и эти правила и методы работы шли в разрез с требованиями которые предъявлял к сотрудникам он сам. Поэтому проще взять на работу неопытного сотрудника и учить его в своей фирме так как ты считаешь нужным. А уже ученого и наученного неправильно уже невозможно переделать. Поэтому, мы брали когда это было необходимо, кандидата на работу и он проходил весь курс лекций у опытного преподавателя в качестве ученика стажера, только потом после зачета получал допуск к самостоятельной работе. У нас был конкурс для работы мастером по вождению, так вот отсеялось около 10 человек. Поэтому подводим итоги кандидат должен иметь техническое образование, большее желание работать и в своем коллективе можно качественно подготовить специалиста. Все наши сотрудники прошли по этому пути, и в настоящее время сложился грамотный работоспособный коллектив профессионалов единомышленников, которые  болеют за свой участок работы дорожат своим местом и качественно выполняют свою работу. Далее по тексту в Германии после обучения в объеме 700 часов и сдачи экзаменов и повторной пересдаче выясняется, что 30% кандидатов вообще не допускаются к работе в  области подготовки водительских кадров совершенно с этим согласен я насмотрелся на педагогов, которых самих нужно еще учить и учить, а они передают свой «бесценный»  опыт будущим водителям это недопустимо.  Руководителям автошкол нужно проводить методическую работу с коллективом проводить учебно-методические занятия, лекции по наиболее сложным темам. Проводить семинары и зачеты со своими сотрудниками, это повышает ответственность сотрудников, и улучшает общий уровень безопасности на наших дорогах.

ТЕПЕРЬ ПОГОВОРИМ ОБ УЧЕБНОЙ  МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЕ  самый больной вопрос автошкол на сегодняшний день Материально техническая база это все то. что дает возможность учебному заведению обеспечить учебный процесс в объеме установленных программ. Это учебные классы. технические средства обучения (ТСО). Учебные автомобили.

 

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.