ПЕШЕХОДЫ, БЕЗОПАСНОСТЬ, И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ,
Эти понятия, к сожалению, неразрывно связаны. Теперь о письме водителя в передачу « Автоликбез». «Постоянно наблюдал и наблюдаю такую картину, что пешеходы переходят дорогу, как по пешеходным переходам, так и мимо них, и что характерно, зачастую в наушниках. Говорят по телефону, либо слушают музыку, или переходят дорогу в надвинутом нам глаза капюшоне. При этом, абсолютно не обращая внимания на подъезжающие автомобили, как будто их нет, и что характерно, они думают, что автомобили обязательно должны остановиться перед ними, независимо от того, что дорога сухая или скользкая или полнейший гололед. Выражая своим внешним видом полное безразличие к снующим автомобилям. Будто от автомобилей их ограждает бетонный забор, и они полностью защищены»
Это мнение глубоко ошибочное, водители всякие бывают, и для многих пешеходы даже на обозначенных пешеходных переходах, являются досадной помехой. Просто у них не выработался алгоритм безопасного водителя, который на безусловном уровне управляет его действиями, как заложенная компьютерная программа, дающая в нужный момент команды для снижения скорости движения перед пешеходными переходами. Таким водителям пешеходы мешают быстро перемещаться от одной точки маршрута, к другой» Посмотрите на следы тормозного пути, которые всегда имеются у всех пешеходных переходов! Откуда они берутся? Что водители не видят дорожных знаков «Пешеходный переход»? Отмечаем, что такое явление происходит и летом и зимой, а зимняя дорога требует особого отношения в манере управления водителями, так и в переходе проезжей части зимней дороги пешеходами, есть свои особенности. Тормозной путь на зимней, заснеженной, обледенелой дороге увеличивается в 8-10 раз и автомобиль остановить мгновенно невозможно. Пешеходы рискуют не только собственной жизнью, но ставят под удар, и под статью, водителей, так как они будут нести ответственность за случившееся в полной мере, так как управляют средством повышенной опасностью. И доказывать в суде, что пешеход сам виновен в ДТП, очень сложно.
«Пешеходы – одна из самых уязвимых категорий участников дорожного движения» — отмечает официальный представитель Комитета административной полиции МВД РК Ирина Лукьянина.- По сравнению с водителями, они физически не защищены, и ДТП с их участием зачастую становятся трагедией – как правило, пешеход получает тяжелые травмы, в том числе несовместимые с жизнью». Так почему же пешеходы ведут себя на дороге как будто у них 100 жизней? Хочется процитировать в тему притчу, которая родилась не на пустом месте — «Пешеход – всегда прав, но не всегда жив».
В Казахстане согласно статистике, несмотря на общую тенденцию в последние три года снижения количества дорожно-транспортных происшествий, каждое второе ДТП связано с наездами на пешеходов, при этом на пешеходов приходится 32% от всего количества погибших в ДТП и 30% пострадавших. Всего с участием пешеходов с начала года зарегистрировано 4.5 тысячи ДТП, что является половиной всех зарегистрированных ДТП, в которых 466 человек погибли и более — 4.8 тысячи получили травмы различной степени тяжести. Более 88% таких ДТП произошло по вине пешеходов. При этом 74 пешехода погибли и еще 1145 получили ранения во время перехода проезжей части по пешеходному переходу.
С одной стороны: «Несоблюдение Правил проезда пешеходных переходов водителями транспортных средств косвенно влияет на нарушение ПДД пешеходами, способствует возникновению у пешеходов мнения о неэффективности соблюдения ПДД как средство защиты жизни и здоровья, — продолжает Ирина Лукьянина.- Потому большое внимание при надзоре за дорожным движением инспекторский состав уделяет пресечению таких нарушений со стороны водителей»
Но с другой стороны: Каждое восьмое такое ДТП происходит по вине самих пешеходов, каждый четвертый погибший и каждый девятый раненый в случаях наездов на пешеходов – по вине самих участников дорожного движения.
В ходе кампании совместно с представителями дорожных и коммунальных служб запланировано проведение обследований эксплуатационного состояния улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в местах дислокации пешеходных переходов; рейдовых мероприятий, направленных на пресечение нарушений ПДД со стороны водителей и пешеходов.
Планируется, что по результатам обследований местные исполнительные органы выработают ряд практических мероприятий на обеспечение дорожной безопасности пешеходов, в том числе будут обсуждены вопросы строительства надземных и подземных пешеходных переходов, дополнительного освещения имеющихся переходов. Их обустройство пешеходными направляющими ограждениями, искусственными неровностями.
Кроме того, местной полицейской службы проведут ряд пропагандистских мероприятий «Водитель – тоже пешеход», «Пешеход – на переход!». «Вежливый водитель», «С заботой о пожилом пешеходе» и др.
Статистика умалчивает, какой процент пешеходов попавших в сводку как нарушители правил дорожного движения, являются водителями. Я уверен, что опытный, культурный водитель – является безопасным пешеходом.
Ситуация с гибелью пешеходов на наших дорогах напоминает сводку с полей военных действий. В мирное время на наших дорогах гибнет больше людей, чем погибло на войне в Афганистане. Общая численность погибших с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года, в период нахождения в ДРА ОКСВА составило 15051 (пятнадцать тысяч) человек из них 14427 военнослужащих Вооруженных Сил СССР. В среднем 1400 человек в год, более чем в два раза меньше, чем в мирное время на дорогах нашей страны. «За 28 лет в Казахстане погибло 80000 человек, 2857 в год, а число пострадавших составляет полмиллиона наших сограждан». Если по погибшим у нас снижение, то число пострадавших только за 11 месяцев 2018 года уже превысило показатель 1991 года» сказал Мажилисмен Павел Казанцев.
По официальной статистике в стране гибнет две тысячи человек, но в организации объединенных наций утверждают, что на самом деле число погибших составляет три тысячи человек в год. Разница может быть вполне объяснима подсчетами. Если у нас подсчет ведется если пострадавший умер в течение трех дней после аварии, в ООН к пострадавшим в ДТП относится если раненый скончался от ран полученных при аварии независимо от времени прошедшего после ДТП.
Комментарии и предложения Ассоциации Автошкол Костанайской области.
Цифры впечатляют. Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию и понизить смертности на дорогах?
Мы согласны, что наиболее действенны меры, это меры направленные на то, что бы максимально, насколько это, возможно, убрать пешеходов с дороги. В идеале дорога должна быть для транспортных средств, а для пешеходов тротуары, подземные и надземные пешеходные переходы, в местах наибольшего скопления пешеходов нужно строить подземные и наземные пешеходные переходы. Понятно, что это требует материальных вложений, но нет ничего дороже человеческих жизней.
Оборудовать все пешеходные переходы линии разметки специальной подсветкой. А знаки пешеходный переход специальной подсветкой или светоотражающими щитами, — необходимо устанавливать «умные лежачие полицейские», которые должны подниматься, когда пешеходы переходят дорогу, и опускаться когда пешеходов на дороге нет.
На наш взгляд основная причина такой печальной статистики – это отсутствие культуры вождения у водителей, так и общей культуры поведения пешеходов на дорогах. Как нужно понимать понятие культура? Многие трактуют это емкое понятие по – разному. Культура – это обучение, воспитание, и почитание. Обучение в школах дорожной грамоте проводится в большинстве своем, формально, и как правило, не специалистами обладающих опытом и специальными знаниями. Нет государственной программы в области подготовки водителей. В этой области на сегодняшний день все разрешено, отменены лицензии для автошкол, введена самоподготовка. Процветает «Онлайн» обучение, если по закону «О дорожном движении» заочное обучение можно проводить, только для категорий «А» и «В» То в действительности проводится «онлайн» на все категории. При подготовке водителей основное внимание уделяется изучению Правил для водителей транспортных средств, и практически не изучаются правила для пешеходов, так как в экзаменационных билетах, которые предлагаются на экзаменах в ЦОНах. Вопросов по обязанностям пешеходов нет, а зачем знать обязанности пешеходов, если учится на водителя. На улицах и дорогах установлены рекламные щиты плакаты, только коммерческого толка. Полностью отсутствуют плакаты по безопасности дорожного движения, а именно по Правилам для пешеходов, которые можно было установить у пешеходных переходов, вблизи учебных заведений. С тематикой как переходить дорогу, на что обращать внимание при переходе улиц. Нет таких плакатов и в школах, даже в отдельно взятых классах их нет и в магазинах и торговых точках, в местах большого скопления людей. Все это отменили, за ненадобностью, хотя пропаганду по Правилам Дорожного движения взяли на вооружение в дальнем зарубежье.
Пешеходы являются полноправными участниками дорожного движения, как водитель, и пассажир транспортного средства. В Правилах есть главы «Обязанности пешеходов» и «Обязанности пассажиров». Но главы, по которым могут наступать меры ответственности, выражены совершенно по — разному. В главе «Обязанности пассажиров» есть раздел 4.2. Пассажирам ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1-отвлекать водителя от управления транспортным средством во время движения;
2-при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах, или грузе выше уровня бортов;
3-открывать двери, а также высовываться в оконные проемы и люки транспортного средства во время его движения.
Хотя пассажиры являются пассивными участниками дорожного движения, так как они находятся внутри транспортного средства, и практически не влияют на безопасность дорожного движения. И пункты запрещения для пешеходов, уже морально устарели, практически уже никто не перевозит пассажиров в кузовах грузовых автомобилей. И в автобусах никто просто не сможет выглядывать в окна, так как они не открываются. В автомобилях, да, такое явление может иметь место и в окна выглядывают и в люки на крыше.
А пешеходы находятся на дорогах, а пункты Правил, по которым может наступить для них ответственность, не в полной мере отражают Правила поведения пешеходов на дорогах, особенно при переходе проезжей части дорог, в том числе на пешеходных переходах.
Предлагаем дополнить главу -3. «ОБЯЗАННОСТИ ПЕШЕХОДОВ», пункт -3.6. Выйдя на проезжую часть дороги, пешеходы не задерживаются, не пересекают проезжую часть БЕГОМ, не останавливаются, если это не связано с обеспечением безопасности движения…
Почему вносим такое предложение, вспоминается случай, когда пешеходы бежали по тротуару и выскочили на пешеходный переход БЕГОМ, попали под машину, водитель был признан виновным и осужден, так как скорость движения его автомобиля составляла 64 км/час, на 4 км в час больше разрешенной, а то, что пешеходы бежали по пешеходному переходу не была принята судом во внимание, так как это не прописано в Правилах. Поэтому нужно дополнить Правила Дорожного движения таким важным пунктом.
Добавить пункт: 3.9. «Пешеходам запрещается»
3.9.1. Пешеходам запрещается находиться на дороге, а также переходить проезжую часть дороги, в том числе, по пешеходным переходам, разговаривая по сотовому телефону, а также быть в наушниках или в других технических устройствах ухудшающих слуховое восприятие дорожной обстановки…
Напомним пункт Правил, несоблюдение которого приводит к человеческим жертвам и моральным потерям.
Пункт-3.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы выходят на проезжую часть дороги после того, как оценят расстояние до приближающегося транспортного средства, их скорость и убедятся, что переход для них будет безопасен.
При пересечении проезжей части дороги вне пешеходного перехода пешеходы не создают помех для движения транспортных средств и не выходят из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии транспортных средств.