В приказе 646 от 26 сентября 2017. Зарегистрированном в Министерстве Юстиции Республики Казахстан, 25 октября 2017 года №15931. О внесении изменений и дополнений в приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 декабря 2014 года № 862 «Об утверждении Правил государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных средств по идентификационному номеру транспортного средства, подготовки водителей механических транспортных средств, приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений». Вводятся обязательные условия, требования для учебных организаций, автошкол при проведении теоретических занятий с использованием дистанционных обучающих технологий – ДОТ. При подготовке водителей транспортных средств категорий: «А», «В», и подкатегорий «А1» и «В1».
В пункте — 8 данного приказа констатируется, что «Основными формами обучения в учебных организациях являются: теоретические и практические занятия.
п/8-5. ДОТ- предоставляет возможность смешанной технологии обучения, Доля дистанционного обучения с использованием ИОР (информационный образовательный ресурс). Составляет не менее 80% и не более 20% очного обучения. Данный приказ подчеркивает, что в автошколах должно присутствовать смешанное обучение, которое подразумевает обучение в традиционной ОЧНОЙ форме и с использованием технологий дистанционного обучения. Онлайн обучение может осуществляться совместно с очной формой обучения, а не вместо. В автошколах должна иметься учебно — материальная база: учебные классы, наглядные учебные пособия, технические средства обучения, учебные автомобили, оборудованные с учетом пункта 6 «Основных положений»
Пункт 8. Приказа гласит, что основными формами обучения в автошколах являются теоретические и ПРАКТИЧЕСКИЕ занятия.
Автошколы, которые в настоящее время в массовом порядке проводят так называемое «онлайн» обучение, грубо нарушают приказы — 645, 862 и требования Закона «О дорожном движении» Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года. Вступившего в силу 20 октября 2014 года. По следующим причинам:
1.Проводят обучение на все категории транспортных средств, в том числе, которые запрещены данным приказом;не проводят практические занятия по вождению автомобиля, мотоцикла и практические занятия по устройству автомобиля;
2.Не проводят практические занятия по вождению автомобиля.
3.Не проводят обучение в режиме реального времени;
4.преподаватель должен иметь высшее техническое или среднетехническое образование, водительское удостоверение той категории, по которой они будут проводить обучение, водительский стаж не менее пяти лет. Проследить степень соответствия преподавателя указанным требованиям в автошколах специализирующихся на онлайн обучении, не представляется возможным 5-При подготовке водителей механических транспортных средств (МТС) способом «ОНЛАЙН» обучения отсутствуют: тематические планы ПО «Устройству и техническому обслуживанию»
«Правилам дорожного движения»; «Основам управления транспортными средствами и безопасности движения»; «Оказанию первой медицинской помощи», «Вождению механического транспортного средства (соответствующей категории).
6.Кабинеты (классы) для подготовки водителей с минимальным перечнем учебного оборудования кабинета (класса) для подготовки водителей соответствующей категории МТС согласно приложения 2, к настоящим правилам;
7.Учебные автомобили, оборудованные с учетом пункта 6 «Основных положений» Правил дорожного движения РК.
8 .Автотренажеры;
9.Учебные закрытые площадки, автодромы; 10-Штат сотрудников: преподавателей, мастеров производственного обучения и мастеров производственного обучения во время образовательного процесса.
Отсутствие выше перечисленных требований обуславливается тем, что они просто не нужны при так называемом обучении основным обязательным условием которого является решение тематических задач и сдачей зачетов.
Самостоятельная подготовка водителей в РФ была отменена в 2013 году. В Республике Казахстан самоподготовка введена в 2016 году, без учета опыта соседнего государства. В 2017 году, введением вышеуказанного приказа усиливаются позиции обучения водителей путем самоподготовки. Тем самым, подрываются основы всей системы подготовки водителей, наработанные и проверенные временем. И ставится под большим вопросом существование самих автошкол и других заведений основной деятельностью, которых была подготовка водителей. Автошколы, которые добросовестно, профессионально, на высоком методическом уровне, готовили водителей, вкладывали средства на развитие учебно-материальной базы, приобретение технических пособий для оборудования классов, гаражей, новых учебных автомобилей будут просто не нужны. Нарушится вся система подготовки обучающего состава, которая была налажена в ведущих автошколах. Останутся без работы профессиональные кадры, имеющие специальное образование, опыт и квалификацию. На их место придут не обученные не квалифицированные люди, основным методом работы которых является тестирование учеников, заучивание ими правильных ответов и разбор ошибок.
Выпуск водителей «подготовленных» по системе «онлайн» подготовки без вождения, не обладающими достаточными навыками вождения» отсутствия знаний по предмету «основы безопасности дорожного движения» Отсутствия знаний и умений по оказанию первой медицинской помощи. Приведет к тому, что они в скором времени будут работать в автомобилях ТАКСИ АВТОБУСАХ, к чему это приводит, мы ощущаем уже сейчас в связи авариями с участием водителей автобусов и автомобилей такси.
Мы не против обучения по системе ДОТ, напротив только за, потому что эти технологии намного облегчают процесс обучения. Особенно самоподготовку, так как 60% ученик получает путем закрепления и подготовки самостоятельно. Но мы против, когда грубо нарушаются все дозволенные нормы, когда ученик не ходит на занятия, а получает ячейку (допуск) в компьютерную базу и самостоятельно учит Правила. Это все равно, что учить самостоятельно китайский язык. Когда не дается практическое обучение вождению – так как водитель рождается за рулем, а не за на стуле компьютера. И мастер на уроке практического вождения заполняет все белые пятна которые возникли в создании ученика при самостоятельном обучении, на дороге с применением реальных дорожных знаков, дорожной разметки, светофоров. Современные компьютерные технологии занимают достойное место в обучении водителя, но они не могут и не должны вытеснить основное очное обучение, когда преподаватель разбирает ошибки допущенные учеником в процессе самостоятельной работы с обучающими программами.
За разносторонним,за комплексным обучением, когда вместе с «онлай» а не вместо, — будущее в подготовке водителей транспортных средств.