В помощь учащимся автошколы «Водитель АВС» в изучении предмета Безопасность дорожного движения. Тема: «вождение в сложных дорожных условиях зимних дорог». О зимней дороге написано и переписано уже много. Достаточно вспомнить такой газетный «перл», зима опять пришла неожиданно!!! Ждут, ждут ее, а она всегда приходит не вовремя. В этом есть определенный смысл
, и коммунальщики откладывают работы по подготовке коммуникаций к зиме, и дорожники оттягивают ремонтные работы по подготовке своей техники. А выпадает первый снег, оттепель – затем мороз и гололед. Вот к нему – то водители как всегда и не готовы или не совсем готовы.
Пример по этому году после первого гололеда в Алма- Ате произошло 150 дорожных происшествий, а в нашей области 26. Но если сравнить области по количеству автомобилей и количеству ДТП, мы явно в проигрыше. Опять же мы северный регион, наши водители явно должны быть лучше подготовлены, но оказалось не лучше. Попробуем выяснить причины.
Самая главная причина- это срабатывает психофизиологический стереотип, водители как ездили летом с превышением скорости и точно также поехали по зимней дороге со всеми вытекающим и последствиями. Скоростной режим должен быть на порядок ниже. Если на сухом асфальте, летом, при экстренном торможении водитель имеет возможность остановиться, чтобы избежать столкновения, то на зимней дороге у него, как правило, нет шансов. Водителю по Правилам запрещается резко тормозить, кроме случаев, чтобы избежать ДТП.
Теперь разберем случаи, когда в управлении автомобилем возникают ситуации вызывающие резкое торможение. У нас сайт учебный и пишем мы для наших учащихся, чтобы они извлекали и черпали для себя знания и полезные сведения. Так вот, мастера при обмене впечатлениями о скользкой дороге, практически все отмечают характерные ошибки курсантов, связанные с торможением.
Первый пример
Ученица на Дэу Нексия, приближаясь к перекрестку, когда зеленый сигнал перешел в мигающий режим, вместо того чтобы снижать скорость – плавно нажимая на педаль тормоза. Нажала на педаль тормоза РЕЗКО, а шипованная резина, на дороге с укатанным снегом, эффективно останавливается, как говорят водители «колом», и если бы позади на расстоянии 5-6метров двигалось другое транспортное средство, столкновения избежать бы не удалось. Если разбирать причинно – следственную связь возникшего ДТП, то вина ученицы бесспорна. И просто повезло, что никто не въехал в задний бампер. НО! Конечно, доля вины есть у того водителя, который не соблюдал безопасную дистанцию, до учебного автомобиля. От него нужно держаться на большей дистанции, а не плестись позади, а лучше сразу обогнать, так будет спокойнее для всех.
Второй пример
Зимняя дорога не покрыта укатанным льдом, а представляет собой голый, промерзший асфальт. Вы знаете, какие у нас взаимоотношения между водителями и пешеходами, «водители пешеходов уважают! И всегда их пропускают на пешеходных переходах»! Посмотрите на тормозные пути, которые есть у каждого перехода. Откуда они берутся? А возникают они вот от чего. Пешеход, перед тем как ступить на пешеходный переход, должен убедиться в безопасности, оценить расстояние до приближающегося транспортного средства, и только после этого становиться на переход. А в жизни происходит все в точности, да наоборот. Пешеходы стоят на тротуаре, не переходят дорогу, а как только транспорт приблизился на критическое расстояние, буквально прыгают на дорогу перед приближающимся автомобилем. Водитель нажимает на тормоз, колеса срываются на «юз». А шипы играют роль коньков на льду – увеличивая тормозной путь. И автомобиль практически не может остановиться перед выскочившим пешеходом. Пешеход оказывается под колесами, печально, если это дети.
Когда печаталась данная статья, 18 декабря на пешеходном переходе, по улице Маяковского у магазина «Исток», был сбит ребенок, повреждены еще два автомобиля, этот случай мы рассмотрим в ситуации 3. Это замечу, не первое такое происшествие на данном пешеходном переходе. В подобных ситуациях водители, чтобы избежать наезда на пешехода пытаясь его объехать, выезжают на встречную полосу и сталкиваются со встречным транспортом, последствия еще более трагические, а уцелевший пешеход благополучно исчезает.
Ситуация 3
События развиваются по тому же сценарию, только пешеход неожиданно появляется из – за стоящего автобуса, спереди. Хотя по Правилам он должен обходить его сзади. Водитель прибегает к экстренному торможению, останавливается перед пешеходом буквально в нескольких сантиметрах, но сзади едущий автомобиль уже не имеет технической возможности остановиться. Поэтому он сходу налетает на передний автомобиль, а тот в свою очередь сбивает пешехода. Вот такая самая распространенная трагическая, печальная ситуация. В чем еще опасность зимней дороги – это набитая колея. Если сразу не убирать выпавший снег – он укатывается, и набивается колея. Микроавтомобили, имеющие короткую базу и узкую колесную колею, такие как ДЭУ МАТИЗ и Хендай Гетц, КИА ПИКАНТО и тому подобные. Просто не попадают в колею грузовых автомобилей и автобусов, поэтому двигаются по колее только двумя колесами, и при выходе из нее при перестроении, или повороте, автомобиль их просто выкидывает из колеи и ставит, поперек дороги. А сзади двигающиеся просто не успевают их объехать – так получаются «цепные ДТП», когда сразу разбиваются десятки автомобилей. В Европе, той – же Германии или Франции, при обильных снегопадах, если глубина снежного покрова достигает 20 сантиметров – это целое стихийное бедствие. Автобусы не ходят, легковые машины бьются пачками. Основную массу наших водителей снег конечно не пугает. Но вот категория молодых водителей, не обладающих достаточным опытом езды зимой, и являются первыми кандидатами для попадания различного рода ДТП.
Не могу не остановиться на авариях, которые происходят ежегодно на загородных дорогах, и ведущие к человеческим жертвам. Первое – это нарушение правил обгона с выездом на полосу, сторону, предназначенную для встречного движения. Такой обгон и летом опасен, а зимой на скользкой дороге опасность многократно усугубляется. Движение по зимней дороге на крутых поворотах дороги представляет опасность, если Вы поворачиваете налево, то встречный транспорт, едущий Вам навстречу, совершает правый поворот вот его то и может вынести на вашу сторону. Представьте себе участок дороги, где движение осуществляется по кривой, на повороте. Представили – поставьте на него игрушечные машинки. И вспомните школьную программу, что такое центробежная сила и сила инерции. Центробежная сила прикладывается к точке, которая называется центром тяжести, и действует по радиусу, в сторону противоположную повороту. Автомобиль, движущийся на по дороге с малым радиусом налево, может вынести в кювет, а при правом повороте, как раз на встречную полосу, то есть на Вас. А что нужно делать при движении за городом? И при движении на дорогах изобилующих поворотами? Правильно! Соблюдать Правила, пункт-9.4 ПДД РК двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Почему за городом происходят лобовые столкновения с тяжелыми последствиями. Водители игнорируют этот пункт – движутся ближе к середине дороги, и в случае заноса или поломки подвески передних колес, или падения давления в шине передних колес, один из автомобилей вылетает на встречную полосу.
Теперь к названию статьи, те ученики, которые учатся летом, а попадают в условия зимней дороги, не подготовленные должным образом, начинают учиться самостоятельно, подвергая тем самым себя и других участников дорожного движения опасности. Они, конечно, научатся путем проб и своих ошибок, а еще было бы лучше их не совершать. 17 декабря на трассе Костанай – Есиль-Астана у кафе «Бобры» автомобиль «Шкода Фабия» попала колею засыпанную снегом – автомобиль занесло и выбросило на Газель стоящую на площадке за пределами дороги. В результате 29 летняя пассажирка автомобиля Шкоды, погибла на месте, 34летний водитель доставлен в больницу.
Теперь какие выводы нужно сделать для себя, прочитав данную статью:
1-Скоростной режим на зимней дороге должен быть ниже, чем в летнее время.
2-Скорость нужно выбирать с учетом состояния дороги, технического состояния своего автомобиля. Шины желательно на всех колесах, должны быть – зимние типа «липучка» или с шипами. Недопустимо ездить на летней резине тем более с разными покрышками. В некоторых странах езда зимой на летней резине – приравнивается к грубейшим нарушениям Правил, что совершенно справедливо.
3-Будьте осторожны везде даже во дворах, где скорость минимальная, полно «чайников», которые на летней, «лысой» резине могут въехать в Вас, когда вы уже стоите. Такие случаи уже бывали, мы ничего не выдумываем. Будьте готовы сдать назад, отъехать, короче не расслабляйтесь!
4-Опасайтесь накатанной колеи, особенно опасны выезды из нее. Если колея накатанная, обледенелая, чтобы выехать из нее необходимо сначала повернуть руль в сторону противоположную выезду, а затем с «газком» в сторону выезда.
5-При движение в повороте на скользкой дороге руль должен быть в движении, тоесть описывать радиус поворота, если зафиксировать рулевое колесо в момент поворота, автомобиль сразу уйдет в занос.
6-Более устойчивы к заносу на скользкой дороге автомобили с постоянно включенным передним приводом или автоматически подключаемым передним мостом, затем идут переднеприводные автомобили и менее всего устойчивы на скользкой зимней дороге заднеприводные автомобили.
7-Вслучае заноса автомобиля с передним ведущим мостом, нужно повернуть рулевое колесо в сторону заноса и прибавить газ. Для заднеприводных автомобилей, наоборот сбросить газ и руль в сторону заноса. Иногда приходится перекладывать руль несколько раз.
Автомобили автомобилями, а от них многое зависит, но не все, все зависит от водителя, кто управляет этой сложной техникой, какой является автомобиль. Именно от умения, опыта и мастерства зависит безопасное вождение. А оно- это искусство, вырабатывается, если учиться, то смолоду и в сложных дорожных условиях зимних дорог. Успехов Вам и безопасной дороге. Держитесь, скоро лето! 22декабря был самый короткий день в году, дальше день будет прирастать. С наступающим Всех ВАС новым 2014годом!