Учитесь держать максимально безопасную дистанцию. Это наиболее актуально при движении по зимней дороге.
9.10. Водитель в зависимости от скорости движения обязан соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволит избежать столкновения…
Водители шутят, что «костоправы», (так любовно называют мастеров автосервиса занимающихся кузовными работами)(кстати, самых высокооплачиваемых среди специалистов автосервиса) празднуют свой профессиональный праздник, когда на дороге появляется первый гололёд. Это, как правило, конец октября, но каждый год по-разному. Если в ДТП у одного автомобиля разбита задняя часть, а другого все «лицо» угадайте с одного раза, кто виноват.
Да правильно тот, кто ехал сзади, потому — что, не соблюдал дистанцию. Водители, которые привыкли ездить летом, попадают в затруднительное положение, т.к. тормозной путь увеличивается в разы, а главное нет необходимых навыков, как вести себя при заносе.
Новички для перестраховки держат большую дистанцию, но при интенсивном движении этот номер не проходит: между вами и впереди идущим автомобилем обязательно кто-то вклинится, опрокинув все их расчёты. Кроме того, слишком большая дистанция провоцирует пешеходов перебежать перед Вашей машиной, или выходят на пешеходный переход и показывают, что Вы обязаны уступить им дорогу, абсолютно не учитывая, что дорога-то зимняя, и автомобиль невозможно при всём желании водителя, остановить так, как он это делал летом.
Для определения оптимальной дистанции существует немало вариантов. Более практично американское правило двух секунд, рекомендуемое, например, в карманном справочнике водителя штата « Нью – Джерси ». Оно применимо для любых скоростей.
Выберите какой-нибудь неподвижный предмет по ходу движения – например, столб или дерево.
Когда идущий впереди автомобиль поравняется с ним, начните отсчёт секунд. Если Вы поравнялись с этим объектом не раньше чем через две секунды – дистанция достаточна.
На мокрой и заснеженной дороге время должно быть увеличено до шести секунд.
Чтобы правильно контролировать время, используйте правило внутреннего счёта: за две секунды Вы можете произнести фразу «Одна тысяча один, одна тысяча два». Соответственно чтобы определить четыре секунды, считайте до одной тысячи четырёх секунд.
Но лучше всего, если Вы воспитаете в себе «чувство дистанции». Обратите внимание, что в интенсивном потоке большинство машин движется друг за другом, примерно на одинаковом расстоянии, будто водители заранее договорились. Объяснение простое – они уже воспитали в себе это чувство. Новичку разумно брать с них пример. Не с тех, кто старается всех обогнать или, наоборот, отстаёт, выпадая из потока, а именно с основной массы водителей, которые движутся со скоростью транспортного потока. Как бы Вас это не утомляло, не забывайте поглядывать в зеркала заднего вида – ведь водитель, движущийся позади может так засмотреться на Вас, что чуть ли не прилипнет к Вашему бамперу, а это достаточно чревато – ведь если Вы затормозите перед внезапно появившимся препятствием, то у «товарища», который движется сзади, нет практически никаких шансов, чтобы избежать столкновения. Советую, обнаружив такого «прилипалу», прикосновением ноги к педали тормоза на мгновение включить стоп-сигналы. Проверено, здорово помогает. Для зимы необходимо «переобуться», т.е. обзавестись шипованной резиной. В южных районах Казахстана, да и у нас, кстати, в этом году асфальт практически без снега, можно, просто, поставить резину с зимним рисунком протектора, ее водители называют «липучка». На асфальте, покрытом тонким слоем наледи шипы бесполезны, они наоборот увеличивают тормозной путь. Тормозить нужно прерывистыми нажатиями на тормозную педаль, на ГРАНИ БЛОКИРОВКИ. Снижать скорость до полной остановки, как правило, с третьего или четвёртого нажатия на педаль, не выключая сцепления и не использовать торможения с выключенной передачей.
Хорошо помогает антиблокировочная система тормозов (АВS): она просто сбрасывает ногу с педали тормоза, если водитель чрезмерно сильно нажал на педаль тормоза. Но к ней тоже нужно привыкнуть, некоторые водители ее отключают, считая, что лучше самому контролировать степень нажатия на тормозную педаль. Ну а если нет умных механизмов, водитель должен выработать до уровня рефлекса степень усилия нажатия на педаль – главное избежать блокировки колёс. Такой эффект называется «юзом», когда автомобиль становится неуправляемым, сопровождается заносом, т.е. неуправляемым скольжением.
Не всякий водитель способен выйти из этой ситуации победителем. Сразу хочу отметить, что сто очков фору дают переднеприводные автомобили, которые намного устойчивее на скользкой дороге, чем «классика» — заднеприводные автомобили. А наиболее устойчивы полноприводные модели. У переднеприводных в случае заноса задней оси — необходимо добавить «газу» и корректировать движение рулевым колесом. У заднеприводных, наоборот сбросить обороты вала двигателя и повернуть руль в сторону заноса. Если занос возник при торможении – прекратить начатое торможение и также рулевое колесо в сторону возникшего заноса, У переднеприводных автомобилей это удаётся сделать гораздо легче, потому, что руль более информативный, да ещё и если имеется ГУР (гидроусилитель руля), это вообще прекрасно.
На дворе весна – это когда ещё далеко не лето, но уже и не зима. А вот применительно к дорогам, то это время года объединяет все «прелести» зимней и весенней дороги. Если рано утром десять градусов со знаком минус, то после обеда, когда весеннее солнышко пригревает, термометр уже показывает три-четыре со знаком плюс. Утром водитель попадает на зимнюю дорогу и вести себя надо осторожнее, постараться не гонять, не увеличивать скорость перед перекрёстками, стараясь проскочить на мигающий зелёный сигнал светофора. Некоторые даже проскакивают на жёлтый сигнал, потому что остановиться перед перекрёстком нет никакой возможности. Как пользоваться тормозами мы рассказывали выше. Необходимо избегать ненужных обгонов, потому что в городе они никакого выигрыша во времени не дают. После обеда, когда все неровности покрываются лужами – вот тут — то самое интересное: нельзя по незнакомой дороге сходу проскакивать по лужам, можно угодить в такую яму, после которой автомобиль лишится некоторых деталей передней подвески — это если повезёт, а то и всего передка в целом. Страдает от таких ударов и сам кузов – самая дорогая деталь автомобиля.
Бывают и более неприятные вещи, когда автомобиль чуть ли не целиком проваливается в разломы на асфальте, такой случай был по ул. Майлина и на проспекте Абая. Когда автомобили вытаскивали с помощью тяжёлой дорожной техники.
А ещё есть водители, которым не дают покоя лавры каскадёров, и они щекочут себе нервы: пересекают реку Тобол по льду в районе пляжа КЖБИ. Забывая, о том, что лёд уже не тот, что зимой и вполне можно провалиться. И проваливаются под лёд, последствия бывают трагическими, не всегда водителю удаётся покинуть автомобиль. При проезде глубоких луж посмотрите, по какому пути движется впереди идущий автомобиль. Если видите, что колёса его проваливаются, откорректируйте свой путь движения, и никогда не будьте первопроходцем.
Особенно это актуально на загородных, проселочных и других дорогах с малой интенсивностью движения. Если Вы попадете в такую ситуацию: перед вами огромная лужа со свежими следами легкового автомобиля, уходящими в нее, а на выходе их нет, то стоит задуматься, где же сам автомобиль. И еще после проезда по глубоким лужам необходимо несколько раз нажать на педаль тормоза, чтобы просушить тормозные колодки.
Чтобы зимняя и весенняя дорога не доставляла Вам больших финансовых, да и моральных проблем найдите закрытую, лучше асфальтированную площадку и потренируйтесь, искусственно создавая занос, и энергичными действиями рулевым колесом верните автомобиль в прямолинейное движение, вначале на небольшой скорости, а когда навыки улучшаются, постепенно увеличивайте скорость. Лучше это делать с наставником.
Ну, вот коротенько и всё. Успехов Вам и безаварийной дороги, до встречи на нашем сайте.