Закон вступил в силу 20 октября 2014года. О том, что Закон «О дорожном движении» РК, который последний раз редактировался в 1996году, давно нуждался в изменениях, никто не спорит. По данным озвученным в 2009году на форуме по безопасности дорожного движения в Москве, Казахстан занимал первую строчку среди 40 стран Еврорегиона по смертности в ДТП, за ним шли Россия и Украина. Тогда говорилось, что на 100000 жителей в авариях погибает 36человек, притом, что у нас на 1000человек приходится 157автомобилей. В странах Европы машин гораздо больше, а аварий меньше.
Непонятно почему наши чиновники не озаботились о создании нового закона еще в 2009году. А теперь что нового в законе «О дорожном движении» — это проведение повторного медицинского осмотра водителей достигших 65летнего возраста каждые 2года. А для водителей выполняющих перевозку пассажиров и опасных грузов достигших 50летнего возраста — ежегодно.
Административные полицейские сами признают, что в перечень обязательных документов на право вождения справка о медосмотре не входит, поэтому при остановке машины ее требовать не будут. Зато справка понадобится, например, при совершении ДТП 65 летним водителем, — объясняет начальник отдела управления административной полиции города Костаная Виталий Штер. Если ее не окажется это может усугубить ситуацию.
Норма о том, что с 20октября на трассах, где отсутствуют разделительные полосы, максимальная скорость не должна превышать 100км/час. А по действующим правилам максимальная скорость для легковых автомобилей 110км/час. Тоесть на 10км/час меньше. На всех дорогах, кроме трассы на Рудный отсутствуют разделительные полосы и как быть в данной ситуации, инспектор вправе требовать исполнения закона, а водитель покажет книжку по Правилам.
Правозащитники советуют не платить штрафы, а разбираться в суде. Мы учеников учим, что книжка по Правилам дорожного движения является единым документом, созданная на базе закона «О дорожном движении» и определяющая порядок движения по всем улицам и дорогам, где возможно движение ТС, на всей территории Республики Казахстан. А все подзаконные и нормативные акты не должны противоречить пунктам Правил.
Можно, наверное, было вначале выпустить книжку по Правилам ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ со всеми изменениями и дополнениями, и написать в ней на титульном листе, что другие издания утрачивают силу, так было всегда, но видно, не сейчас, а ведь прошло полгода. В целях безопасности введен пункт о том, что в любом населенном пункте нельзя оставлять автомобиль на обочине дорог или у бордюра, если нет специальных знаков «место стоянки».
Кстати сказать, что эта норма рекомендована Комитетом ООН. В цивилизованных странах запрещается оставлять автомобили на обочинах, в том числе и для того, чтобы народ больше пользовался общественным транспортом. В городах применяются линии разметки, которые наносят на бордюры. Цвета линий, отличаются от наших, они синего цвета. Они обозначают места, где запрещена, стоянка, остановка и места где может останавливаться только общественный транспорт.
У нас в Правилах тоже есть такие линии – сплошная желтая запрещает остановку и тем более стоянку транспортных средств, прерывистая линия запрещает только стоянку остановиться можно. А зигзагообразная желтая линия обозначает остановки общественного транспорта. Но в нашем городе я видел только одну такую сплошную желтую линию, которая нанесена поверх бордюра возле областной филармонии, и все.
Конечно, проблема поднята правильно – ставят машины у бордюрного камня на проспекте Абая, занимая всю правую полосу, и идут в сберкассу, это возле ГАИ по Абая 39. Движение интенсивное и всем водителям приходится объезжать препятствие, создаются проблемы, транспортный поток теряет скорость, пропускная способность улицы уменьшается вдвое. И все из-за одного нерадивого водителя, которому лень пройти пешком лишние метры. Или, ставят машины прямо посреди дороги, включив «аварийку» и уходят по своим делам, потом приходят, выключают «аварийку» и поехали.
Налицо нарушение правил не из-за их незнания, а просто цинично и преднамеренно, вот именно к таким водителям наиболее подходит такая норма наказания, как направление на проверку знаний в ГАИ и лишение прав на 6месяцев.
Наши депутаты поняли все буквально и проголосовали за закон, не продумав, как он будет исполняться. Ведь нужно предусмотреть и оборудовать десятки и даже сотни дополнительных парковочных мест. Особенно у госпредприятий, торговых и развлекательных центров. И изготовить сами знаки «Место стоянки» где по закону должны расставить в местах остановок автомобилей, а запрет уже ввели. А последовшее после вступления закона в силу закона заявление о том, что «норма (об оставлении машин на обочине) пока действовать не будет, и наказывать никого не будут, можете не бояться» — это просто юридический нонсенс.
Речь идет о заявлении председателя Комитета административной полиции МВД Игоря Лепехи, сделанной спустя несколько часов после вступления закона в силу. Может ли государственный чиновник заявлять, что норма закона пока действовать не будет. И что обозначает «пока», это месяц, полгода, или год. И еще очень обсуждаемая норма закона о запрещении эксплуатации транспортных средств, в случае нанесения на кузов аэрографических трехмерных рисунков.
Понятия «трехмерный аэрографический рисунок» вообще нет в мировой практике,- утверждает Арсен Шакуров председатель Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога». (АЛМАТЫ) Кстати, трехмерный рисунок нужно смотреть только в специальных очках. А как можно запретить то, чего нет в природе. А если рисунок не трехмерный, а разрисован обычной кисточкой это будет не аэрография? А просто рисунок на машине, и за это штрафовать не будут?
Возникает законный вопрос, почему специалисты, каким является Арсен Шакуров, не участвовали в разработке норм закона? Кто тогда этим занимался. Я помню, когда принимался старый закон о БД, то в ГАИ собирали опытных преподавателей, для обсуждения норм закона и о внесений своих дополнений. Сейчас это не считают нужным, отсюда и столько нестыковок и ляпов.
Увеличение штрафов и жесткости наказания, за управление для законопослушных водителей действительно не имеет принципиального значения, особенно за управление транспортным средством в состоянии алкогольного управления. Для тех «кто дружит с головой» и никогда, ни под каким видом не сядет за руль в нетрезвом состоянии, без разницы на, сколько лет лишают за это водительских прав.
А вот для тех, у кого нет тормозов, и любитель управлять автомобилем под хмельком предусмотрено много кратное предупреждение. Первый раз за это лишают «прав на три года. Раньше за это было два года. За второй раз, «за алкоголь» лишают прав на четыре года. В третий раз на 5 лет и есть еще в четвертый раз, административный арест на 15суток и лишение прав на 6 лет, а если в пятый раз сел за руль нетрезвым, то административный арест на 30 суток и лишение прав на 10 лет.
Будучи лишенным, прав в общей сложности на 12лет. Последний раз на 5лет, и снова управляет в нетрезвом состоянии. Вопрос: может уже хватит штрафовать, может уже пора вообще забрать у них насовсем, а им ходить пешком или ездить на автобусе? Или нанять себе водителя. Сколько можно предупреждать, ведь дорога не поле для гольфа.
Нетрезвый за рулем – преступник, писали раньше на рекламных плакатах. Так оно и есть на самом деле. Пьяный водитель в разы чаще попадает в ДТП, за совершение ДТП в нетрезвом виде, водителя лишают прав на управление сразу на 5 лет. А вот для тех водителей, кого по закону нельзя лишать водительского удостоверения. Это водители инвалиды. Они наказываются штрафом 200 МРП.
За остановку в неположенном месте, за создание затора на перекрестке, который привел к созданию препятствия для движения ТС в поперечном направлении, разворот и движение задним ходом, в местах, где это запрещено — штраф увеличен с 5ти до 10ти месячных расчетных показателей. Повторно 20МРП. В третий раз направление на проверку знаний ПДД. Более трех раз в год – лишение прав на 6месяцев. За нарушение правил остановки или стоянки ТС в местах отведенных для остановки или стоянки ТС инвалидов. Штраф 15 МРП и помещение ТС нарушителя на штрафстоянку. Повторно 75 МРП и помещение на штрафстоянку.
За проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика, тоже 10мрп. Даже не специалист понимает, что нарушение Правил остановки и стоянки и проезд на красный свет светофора, совсем не одно и то же. Проезд на красный это почти всегда авария, это сопоставимо с выездом на встречную полосу. А вот за выезд на встречную полосу по новому закону полагается лишение прав на 1год. Повторное нарушение лицом лишенных прав полагается штраф 50 МРП.
Самое актуальное и распространенное нарушение это конечно превышение скорости. Анализируя это явление, почему это происходит, прихожу к таким неутешительным выводам. Таких любителей быстрой езды окрыляет принцип безнаказанности. Любители погонять знают, где стоят камеры, перед ними снижают скорость, а потом снова «педаль в пол».
Для того что бы искоренить это явление необходимо максимальное переоборудование всех перекрестков высокотехнологичными средствами видеоконтроля, камерами последнего поколения. Эта работа уже ведется в районе КЖБИ, все перекрестки оборудованы такими камерами. И тогда водитель, который любит погонять, и до этого все ему сходило с рук, будет знать, нарушил — получи штраф, без вариантов. Это называется неотвратимостью наказания.
Новые штрафы за превышение установленной скорости движения.
1. Превышение скорости движения ТС на величину от 10 до 20км/час. Штраф 10МРП.
Повторно 40МРП.
В третий раз, направление на сдачу экзамена для проверки знаний ПДД.
Более 3раз, лишение прав на 6месяцев.
2. Превышение ТС скорости на величину от 20до 40км/час. Штраф 15МРП. Повторно 40МРП. В третий раз направление на проверку знаний ПДД в дорожную полицию.
Более трех раз лишение прав на 6месяцев.
3. Превышение скорости движения ТС на величину более 40км/час. Штраф 30мрп. Повторно 40мрп. Направление на проверку знаний ПДД.
Более 3раз. Лишение прав на 6месяцев. Мы надеемся, что законодатели исправят все нестыковки, и устранят противоречия, издадут книги по ПДД, где уже все будет в соответствии с законом. И главное исправят базу для приема экзаменов в ГАИ, в которую уже давно пора менять там стоят вопросы, которые давно устарели, и преподаватели сейчас не знают, как людей учить – как в книжке или как в законе. Хочется, чтобы скорее все пришло в установленные законом нормы. Мы очень надеемся на это.