Обгон парадоксален. С одной стороны, это опаснейший маневр , во время которого случается примерно каждая пятая авария,но в тоже время каждый третий погибший из 3000 погибающих на дорогах в Казахстане-это погибший в результате столкновения на встречной полосе из-за ошибок водителей в совершении самого опасного маневра- обгона. с другой стороны на риск мы идем добровольно. Ведь никто нас не заставляет обгонять вереницу грузовиков, мчащихся под дождем с большой скоростью, Ради сомнительной перспективы приехать с работы домой на пять минут раньше… Начнем с повторения Правил дорожного движения РК, что же такое «ОБГОН» Обгоном называется «Опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы». С 21 октября 2017 года в ПДД РК внесены изменения и они снова коснулись ОБГОНА. Теперь ОБГОНОМ называется опережение одного иди нескольких транспортных средств с выездом из занимаемой полосы с последующим возвращением в ранее занимаемую полосу. Про движение с минимальной разрешенной дистанцией убрали 2 года назад, теперь непонятно, как можно трактовать термин обгона при движении в плотном транспортном потоке одного направления если водитель например за 20-30 метров от движущегося впереди транспортного средства перестроился на соседнюю полосу, затем по соседней полосе с большей скоростью опередил автомобиль затем. метров в 10 перестроился вправо- это скорее всего перестроения и опережение но сложно это отнести к обгону. Все идет к тому, что термин обгона примет такое значение, к которому он постепенно приближается. То есть опережение с выездом на полосу встречного движения. Это в Правилах РК. В российских правилах дорожного движения обгоном считается опережение одного или нескольких транспортных средств с выездом на сторону полосу предназначенную для встречного движения и с последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. (сторону проезжей части)
И в этом есть смысл, так как мы говорим про самый опасный маневр, а основная опасность подстерегает водителя как раз на встречной полосе.
Я не нашел в Правилах РФ разрешенного обгона СПРАВА. В начале мы говорим, что обгон производится с левой стороны, а затем начинаем излагать, что есть еще обгон справа? Это когда впереди идущее транспортное средство подало сигнал о повороте налево и приступило к его выполнению, представили! И на что это больше похоже? Правильно «Объезд» транспортного средства совершающего левый поворот или перестроение, если объезд связан с выездом из ранее занимаемой полосы.
ОБГОНЫ БЫВАЮТ С ВЫЕЗДОМ И БЕЗ ВЫЕЗДА НА ПОЛОСУ ВСТРЕЧНОГО ДВИЖЕНИЯ — ЭТО В ПДД РК. ОБГОН ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ВОДИТЕЛЬ КОТОРОГО ПОДАЛ СИГНАЛ ПОВОРОТА НАЛЕВО И ПРИСТУПИЛ К ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ МАНЕВРА, ПРОИЗВОДИТСЯ С ПРАВОЙ СТОРОНЫ,
Но если автомобиль стоит, пропускает встречный транспорт, а водитель зеленого автомобиля объехал его справа и не возвратился на левую полосу — это что будет? ОБЪЕЗД, или ОПЕРЕЖЕНИЕ, но никак не ОБГОН.
Опережение транспорта по соседней полосе с большей скоростью обгоном не считается.
Такой маневр также считается — ОПЕРЕЖЕНИЕМ.
Эти азбучные истины, которые изучают в автошколах, можно и самому прочитать в учебнике ПДД. Казалось бы, что непонятно – следуй Правилам, и ты избавишься от бед и неприятностей. Но, оказывается, не все так просто. Если исключить откровенных авто лихачей и хулиганов, которые ни во что не ставят положения Правил и не считаются с другими участниками дорожного движения, остальные водители попадают в конфликтные ситуации, которые произошли из-за того, что что-то не учли, не подумали, а чего-то просто, и не знали. Потому что это приходит с опытом и постигается ценой ошибок, далеко не всегда безобидных, о тонкостях, позволяющих сделать обгон достаточно БЕЗОПАСНЫМ, мы и хотим поговорить.
Общепризнанно, что обгон является наиболее опасным и сложным манёвром. Хотя в терминах глава-1. В определении МАНЕВРИРОВАНИЕ, обгона нет. На дороге без обгона обойтись невозможно. Как свидетельствует статистика, ДТП и наиболее страшные происшествия на дороге, которые приводят к тяжелым последствиям, гибели и увечью людей, происходят зачастую только из-за нарушений правил обгона с выездом на встречную полосу движения! Все наши загородные трассы, кроме Рудненской, это узкие дороги, на которых обгон совершается с выездом на полосу встречного движения. Представьте себе хоть на секунду, что все дороги вдруг стали минимум четырех полосными а встречное движение отделено стальным ограждением, не так как на Рудненской трассе, где разделительная полоса никак не защитит от вылетевшего на встречку автомобиля, а хотя бы такими столбиками со стальными направляющим, они не спасут, от грузовика захотевшего выехать на встречку. Но если легковая машина ударится в них под острым углом то такое ограждение вполне может предотвратить выезд на встречную полосу. В Москве уже испытали ограждение дорог целиком выполненное Российскими инженерами. Это ограждение выдержало автобус, который врезался в него под углом 20 градусов. Если выдержало автобус, то легковой автомобиль выдержит свободно. Сложность и опасность обгона заключается в том, что водителю за короткое время приходится просчитать множество факторов,и вариантов влияющих на безопасность совершения маневра. Это и контроль за траекторией движения своего автомобиля, скорость и длина обгоняемого транспортного средства, расстояние и скорость движущихся навстречу транспортных средств, что особенно важно! Именно из-за ошибок в определении последнего фактора и совершаются тяжкие аварии.
При выезде на встречную полосу правильно оценивайте скорость встречного транспорта, чем меньше его габариты, тем меньшей кажется скорость. Кроме того, обычно недооценивается скорость автомобилей темных цветов. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости (например, в туман) скорость встречного автомобиля недооценивается, а расстояние до него представляется большим, чем есть на самом деле. Также изгибы дороги, подъемы и спуски значительно снижают точность оценки. Особенно при обгоне грузовиков с прицепом, это во первых их длина и соответственно увеличение времени обгона, да еще нужно учитывать нашу национальную особенность — это виляние прицепа, причем значительно, но об этом попозже. Необходимо учитывать, что скорость вашего и встречного автомобиля складывается: если вы движетесь со скоростью 80 км/час, и встречный автомобиль с такой же скоростью, то вы и встречный транспорт приближаетесь навстречу друг к другу со скоростью 160 км/час. Это говорит о том, что сближение происходит со скоростью 44,4 м/с, то есть расстояние в 200 метров будет пройдено менее чем за 5 секунд.
Прежде чем приступить к обгону, нужно для себя решить – а нужно ли в данной конкретной ситуации производить обгон? Обгон необходим для поддержания желаемой скорости движения. Однако обгонять целесообразно те транспортные средства, которые движутся со скоростью меньшей скорости транспортного потока. В городе, где движение регулируется светофором, обгон не имеют никакой выгоды, напротив, каждый такой обгоняющий создает аварийные ситуации, мало того водитель производит лишние переключения передач, лишние торможения, создает себе лишнюю нервотрепку.
. Грубо нарушают Правила те водители, которые выезжают на полосу встречного движения на 2-х полосных дорогах улиц Абая, Гагарина. Аль-Фараби. А ведь это категорически делать нельзя. За выезд на встречную полосу (пункт 9.2 ПДД РК). По статье 596-3. КоАП. РК год лишения прав. Первый признак неквалифицированного водителя — это частые ненужные обгоны. Мы видим. как такой водитель обгоняет всех подряд совершая порой рискованные маневры, нарушая при этом Правила, рискуя попасть в ДТП, а конечный результат! Вы его догоняете на очередном перекрестке и вместе стоите у светофора на запрещающий сигнал. Затем он снова стартует и опять пошла гонка! И опять Вы спокойно подъезжаете к нему на следующем перекрестке.
При возвращении на ранее занимаемую полосу движения, многие водители нарушают Правила «подрезают» законопослушных водителей, которые вынуждены тормозить, уступать дорогу обгоняющим их лихачам. Экспериментами установлено, что при обгоне « с ходу» безопасное расстояние до встречного автомобиля численно равно 9 кратной скорости обгоняемого а/м ( 40 км/час х 9 =360), а при обгоне с выжиданием 10 – 11 кратной скорости ( 40 км/час х 10=440). При движении за городом, дорога должна просматриваться на расстоянии 500-700 метров, а в городе 300-460 метров. Учащиеся автошкол при объяснении преподавателем темы «ОБГОН» задают простой вопрос: «Какая должна быть скорость при обгоне?». На самом деле, неважно какая скорость у обгоняющего или обгоняемого, а РЕШАЮЩЕЕ значение имеет разница в скоростях между обгоняемым и обгоняющим транспортным средством, т.е. насколько вы едете быстрее транспорта, которого Вы намерены обогнать. Этот фактор является решающим, в определении зоны, необходимой для безопасного завершения маневра. Чем выше разность скоростей транспортных средств, тем меньше путь и время обгона, и наоборот. Так, например, при скорости обгоняемого транспортного средства в 30 км/час, а обгоняющего 60 км/час,(30). путь обгона равен 192 метра. А время 13.7 секунд. В тоже время при скорости 50 и 70 км/час (20), он уже составит 455 и 19,5, т. е возрастет более чем в 2 раза.
А теперь перейдем к АЗАМ обгона.
Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что:
— Полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии, и этим маневром он не создает помех встречным и движущимся позади по этой же полосе транспортным средствам (п. 19.11 и 19.12 ПДД РК).
— Транспортное средство, следующее позади, по той же полосе, не начало обгон.
— Водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе, не подал сигнал о повороте налево.
— По завершению обгона с выездом на полосу (сторону) встречного движения, он сможет, не создавая помех обгоняемому тр.средству, вернуться на ранее занимаемую полосу (одно из самых распространенных нарушений правил так называемые подрезки).
— Необходимо использовать зеркала заднего вида в салоне и боковые зеркала, при этом обязательно посмотреть в боковое водительское стекло, не забывая о «маневрах» зонах видимости, когда через зеркала заднего вида не виден автомобиль, находящийся в угрожающем для вас близком расстоянии.
— Убедитесь в том, что водитель обгоняемого автомобиля не будет менять полосу движения, то есть надо посмотреть и просчитать, есть ли впереди пересечения или съезды с дороги, на которые обгоняемый водитель может повернуть. Эти варианты часто помогают избежать ДТП.
На западных трассах водители – дальнобойщики, идущие колонной, увидев, что водитель легковушки, пытающийся совершить обгон, сомневается в том, видят ли его. Водители дорожных монстров, стараются помочь братьям своим меньшим- водителям легковушек, для этого водитель грузовика включает указатель правого поворота и смещается вправо, и все другие грузовики дублируют этот маневр. Я сам попадал в такие ситуации и был очень удивлен такой вежливостью, когда тебя пропускают водители таких больших машин. У нас это не принято, наоборот водители КАМАЗов едут по середине проезжей части, смотрят в зеркало и улыбаются – дескать, дерзай, обгоняй если сможешь. Нужно выбирать момент, когда болтающийся прицеп сместится вправо, и в этот момент пробовать проскочить и не попасть под прицеп обгоняемого автомобиля. Да еще смотреть на дорогу, что бы в яму не попасть словом не для слабонервных.
Очень важным моментом является завершающая фаза обгона, основное правило которого – не создавать помех обгоняемому транспорту и не заставлять его резко тормозить или сворачивать в сторону. У меня в памяти случай, происшедший на трассе Федоровка – Костанай, когда водитель «Жигулей» начал обгон «Икаруса», не оценив расстояние до встречного автомобиля. И чтобы избежать лобового столкновения, буквально нырнул под «Икарус», подрезая его. Водитель «Икаруса», чтобы избежать наезда на «Жигули», притормозил на скользкой дороге, его вынесло на размытую обочину, автобус ушел в кювет и опрокинулся, шесть человек погибло – вот трагический конец обгона и неправильных действий водителя «Жигулей».
А теперь о взаимной предупредительности водителей, участвующих в обгоне. Включив указатель левого поворота, Вы предупреждаете тех, кто едет за вами. Водителя обгоняемого автомобиля надо предупредить светом фар, и за городом звуковым сигналом. Если он после этого включил указатель левого поворота, то возможно он видит впереди опасность, о которой он шлет вам предупреждение. В таком случае откажитесь от обгона. Обгон нужно выполнять быстро, поэтому двигаться надо с ускорением, и создать преимущество в скорости минимум на 15-20 км/час, чем у обгоняемого. Вот именно в этих условиях ощущается преимущество автомобилей с мощным двигателем 2 литра и более, а это, как правило, иномарки. Они динамичны и позволяют водителям безболезненно выполнять обгон, легко откликаясь на педаль газа. А вот на менее мощных машинах необходимо переключиться на пониженную передачу. Старайтесь не задерживаться в зоне невидимости обгоняемого водителя, поддерживайте интервал не менее ширины вашего автомобиля, особенно если обгоняемый автомобиль имеет прицеп. Не двигайтесь долго в параллельных с ним рядах. Если вас обгоняет длинно мерный грузовик или автобус, и обгоняет медленно, то Вы или уйдите от него вперед, или притормозите, облегчив ему задачу, но не двигайтесь параллельно – это чревато последствиями. И – внимание! Если возникли сомнения в успешности завершения обгона, вернитесь на прежнее место. Смену полосы можно начинать производить лишь тогда, когда в зеркале заднего вида будут видны обе фары обгоняемого транспорта. Перестраиваться нужно плавно, не снижая скорости и не тормозя.
Пользование «миганием» при обгоне: включить левый указатель поворота при выезде из занимаемой полосы, затем отключить его при опережении; включить правый указатель при возвращении в свой ряд. Многие не отключают указатель левого поворота во время всего обгона, этим вводят в заблуждение водителей встречных автомобилей.
Какие ошибки наиболее характерны для начинающих водителей?
- Слишком растянутый обгон из-за малой разницы в скоростях обгоняющего и обгоняемого автомобилей или не учитывают того, что для обгона длинного транспорта (автопоезда, автобуса) требуется в 5 раз больше свободной дороги, чем при обгоне обычных машин.
- Слишком длинное наблюдение при осмотре обстановки сбоку и сзади перед началом обгона. Это приводит к тому, что неожиданные изменения обстановки впереди остаются незамеченными, а так же автомобиль может отклониться от правильной траектории движения. Осматривать обстановку перед началом обгона надо тщательно, но быстро.
- Раннее и резкое завершение обгона в связи с неправильной оценкой скорости движения или резком повороте, не пройдя достаточного безопасного расстояния. Завершить обгон можно только, опередив обгоняемый автомобиль на достаточно большом расстоянии.
- Полное поглощение своими действиями по управлению автомобилем в ущерб наблюдению за обстановкой впереди. Дорожную обстановку нужно контролировать на протяжении всего маневра.
Если обгоняют Вас. Что должны делать Вы?
- Наблюдать за обстановкой впереди и , если возникла опасность, предупредить обгоняющего, несколько раз включив указатель левого поворота.
- При необходимости снизить скорость движения, включив указатель правого поворота, что означает, что вы видите обгоняющий автомобиль и уступаете ему дорогу. Примите вправо, и обгоняющий вас водитель закончит обгон быстрее. В другой раз и Вы окажетесь на месте обгоняющего.
- Перед маневром заранее подайте сигнал поворота, минимум за 5 секунд до маневра.
- Сделайте все возможное, что бы не стать участником дорожно — транспортного происшествия.
Если обгон совершается в ночное время, свет фар через зеркало заднего вида может ослепить впереди идущего водителя, поэтому необходимо заблаговременно переключить дальний свет фар на ближний как только появится уверенность, что сигнал об обгоне принят. Вновь включите дальний свет, когда автомобили поравняются друг с другом. Мы уже говорили, что ночью нужно отказаться от обгона на скоростях выше 90 км/час, потому что остановочный путь превышает видимость дороги.
В дождливую слякотную погоду не рекомендуется близко подъезжать к обгоняемому автомобилю, т. к вода и грязь, вылетающие из под колес, загрязняют лобовое стекло, ухудшают видимость. В этом случае дистанцию нужно увеличить. Очень важное значение имеют действия обгоняемых транспортных средств. Им запрещено препятствовать обгону превышением скорости выезжать на полосу обгона, или выполнять какие либо иные действия.
Дисциплинированный, грамотный водитель, убедившись, что его транспортное средство начинают обгонять, подает сигнал рукой, сигналом поворота направо, что он видит и уступает дорогу обгоняющему. Если же водитель обгоняемого автомобиля видит впереди препятствия, мешающие обгону, он жестом должен показать, что обгон производить опасно, однако мешать обгону не должен. Такое обоюдное соблюдение водителями правил обгона создает на дороге обстановку безопасности.
Вследствие сложности и опасности обгон запрещен в определенных местах и условиях:
ОБГОН ЗАПРЕЩЕН НА НЕ РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ НА ДОРОГАХ НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ГЛАВНОЙ.
НА ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ ПРИ НАЛИЧИИ НА НИХ ПЕШЕХОДОВ.
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ И БЛИЖЕ 100 метров ПЕРЕД НИМИ.
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРОИЗВОДЯЩЕГО ОБГОН ИЛИ ОБЪЕЗД (ДВОЙНОЙ ОБГОН).
В КОНЦЕ ПОДЪЕМА
ВБЛИЗИ ОПАСНЫХ ПОВОРОТОВ ДОРОГ и НА ДРУГИХ УЧАСТКАХ ДОРОГ С ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТЬЮ С ВЫЕЗДОМ НА СТОРОНУ ВСТРЕЧНОГО ДВИЖЕНИЯ.
НА РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЕСТКАХ С ВЫЕЗДОМ НА ПОЛОСУ (СТОРОНУ )ВСТРЕЧНОГО ДВИЖЕНИЯ.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВЫЕЗЖАТЬ (ОБГОНЯТЬ) С ВЫЕЗДОМ В КРАЙНЮЮ ЛЕВУЮ ПОЛОСУ НА ДОРОГАХ С ДВУСТОРОННИМ ДВИЖЕНИЕМ ИМЕЮЩИХ ТРИ ПОЛОСЫ. ПУНКТ-9.3. ПДД РК.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОБГОН (ВЫЕЗД) ЧЕРЕЗ ДВОЙНУЮ СПЛОШНУЮ ЛИНИЮ 1.3. НА ДОРОГАХ ИМЕЮЩИХ 4 (ЧЕТЫРЕ) и БОЛЕЕ ПОЛОС ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ В ОБОИХ НАПРАВЛЕНИЯХ.
ПО НОВОМУ КоАП РК за такое НАРУШЕНИЕ ЛИШЕНИЕ ПРАВ НА ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ
НА НЕ РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЕСТКАХ РАВНОЗНАЧНЫХ ДОРОГ.
А что на мостах путепроводах и эстакадах, а также в тоннелях ОБГОН не запрещается то есть РАЗРЕШЕН? Во всех ПДД например РФ, ФРГ обгон в этих местах запрещен, так как сооружения как правило делают небольшой ширины так как эти сооружения дорогостоящие и маневры в таких местах небезопасны и в случае даже небольшой аварии есть варианты разрушения ограждения и падения с высоты — зачем рисковать. А про тоннели вообще слов нет обгон там опасен в десятки раз, че на простой дороге. Почему не запрещено в ПДД РК может забыли?
Хочется подчеркнуть, что наибольшее число аварий за городом при совершении обгона совершаются в конце подъема, т.е ближе к вершине, с выездом на полосу встречного движения. Кроме подъема участниками с ограниченной видимостью являются повороты, на которых видимость менее 100 метров. Так на таких участках обгон категорически запрещен, потому что вы выходите на встречную полосу, а водители встречных машин вас не видят и в этой ситуации избежать аварии довольно трудно, особенно если встречный автомобиль – грузовик. Так же о запрещении обгона нас информирует дорожные знаки, если же они с табличкой, то она указывает зону запрещения, а если без таблички, то знак действует до следующего перекрестка или до конца или начала населенного пункта, указанного пункта, указанного знаком на белом фоне.
ВНИМАНИЕ! В Российской Федерации обгон запрещен: на МОСТАХ, ПУТЕПРОВОДАХ, ЭСТАКАДАХ и под ними. А так же в тоннелях. Не забывайте в РФ обгон это когда осуществляется выезд на встречную полосу. В РК на всех мостах двойная сплошная линия-1.3, или одинарная линия — 1.1. Которые пересекать тоже нельзя. В тоннелях встречка как правило, отделена «отбойником»
Обгонять через сплошные линии разметки, особенно двойные сплошные-1.3, нельзя. А если нанесены две линии – сплошная и прерывистая, 1.11, то обгонять можно со стороны прерывистой линии а если выезд был на полосу встречного движения, то необходимо вернуться на ранее занимаемую полосу. Почему так подробно рассказываю – да просто хочется, что бы водители, или учащиеся которые готовятся стать водителями, прочитав данную статью, освежили для себя в памяти, этот один важнейших разделов Правил. И «Азов» безопасности дорожного движения, я видел много ДТП, которые произошли из-за нарушений правил обгона. Когда, легковой автомобиль выезжая на встречную полосу сносит с дороги грузовик. От удара «Мерседеса», вышедшего на обгон при скорости 200 км/час и не успевшего занять исходное положение, что немудрено на такой скорости, фура откатилась назад на 20 метров. Или мотоциклисты, на «Иже» ударившись в ЗИЛ 130, сорвали двигатель с опор, а тела мотоциклистов разбили кабину и покалечили водителя. Это нужно знать представлять и всегда помнить, что автомобиль не только средство комфортного передвижения, но в неумелых руках при нарушении Правил представляет из себя грозное оружие для окружающих, для всех участников дорожного движения. Будьте безопасны
УЧИТЫВАЯ ЗЛОБОДНЕВНОСТЬ ДАННОЙ ТЕМЫ ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ МЫ РЕШИЛИ ПОСВЯТИТЬ ОДИН ИЗ РАЗДЕЛОВ 7 ПЕРЕДАЧИ НА «АЛАУ» КОТОРАЯ СОСТОИТСЯ В ПЯТНИЦУ 18 ноября 2016 года в 20.30.
Так будьте здоровы и безопасным удачи вам на дороге.