РАНО ЗА БАРАНКУ ТЕБЕ, ШОФЕР.

 

 

k3jkqsixdz188

 

Обсуждаем статью Оксаны Акуловой от 1 марта в общественно-политической газете «ВРЕМЯ» от 01 марта 2019 года.

Данная статья получила большой общественный резонанс, особенно среди руководителей автошкол, в частности ПО «Ассоциации Автошкол Костанайской области» красной нитью обсуждения   была мысль: «Почему нельзя допускать к управлению общественного транспорта 18- летних молодых людей.

«Дайте им права! Депутат мажилиса парламента Тургун Сыздыков предложил снизить возрастной ценз для получения водительского удостоверения категории D с 25  до 18 лет.

(На снимке)

 

 

rezz-183

 

 

 

«Как показывает практика, желающих быть водителями автобусов при нижнем пределе возраста 25 лет не так много из-за непривлекательного графика работы и скромной зарплаты», подчеркнул парламентарий в своем депутатском запросе.

 

 

Для специалистов занимающимися вопросами безопасности  дорожного движения подготовкой водителей, такая идея представляется вредной и даже опасной. Но удивляться не стоит! Это предложение стоит в одном ряду с предложением ввести в Казахстане самоподготовку водителей категории «В» и «А»,  в то время, как Казахстан был в числе мировых лидеров по смертности на 100 тысяч жителей. Среди 192 стран в рейтинге безопасности на дорогах Казахстан занял не почетное 128 место. Возглавили рейтинг по уровню безопасности Мальдивы и Мальта. В конце списка рядом с Казахстаном, африканские страны, а также Иран и Таиланд. Очевидно, что у лидеров печальной статистики примерно одни «болезни»; состояние дорожных покрытий, нарушение ПДД, а также коррупционная система дорожной полиции. В Казахстане на каждые 100 тысяч жителей 22 погибают в авариях,  пик аварийности пришелся на 2006 – 2007 гг., тогда показатель смертности в ДТП был равен 28 погибших на 100 тысяч населения в четыре раза больше. Чем в большинстве стран Европы. При таких статистических показателях, и не смотря на все протесты руководителей учебных заведений самоподготовка была все же принята в 2016  году.                                                                                                                                                                                                                                        Сейчас новое предложение! Допускать  к управлению  автобусом  водителей с 18 лет! Я бы добавил — после обучения по системе «онлайн » и сдачи экзаменов в ЦОНе самоподготовкой! Почему не рассматриваются  более реалистичные программы решения данной  проблемы, это повысить привлекательность профессии увеличением заработной платы, например. Ведь в большинстве проблем имеется экономическая составляющая.

Такой подход можно сравнить с военным временем второй мировой войны, когда катастрофически не хватало военных летчиков руководства Советской Армии ввели ускоренную подготовку военных летчиков, программа составляла 80 часов, практически Взлет! Посадка. Тогда как у летчиков вермахта (фашисткой Германии) программа обучения летчиков составляла 300 часов, к каким людским потерям это привело, не тема нашей статьи, тогда это была жизненная необходимость.  Какая необходимость сейчас решать таким образом решать кадровые проблемы. Есть еще вариант привлечь гастарбайтеров,  из соседних республик, к чему это приводит можно привести на примере РФ. (Комментарии администратора).

 

 

 

С этим  утверждением не поспоришь. И вроде бы все на поверхности: бери и решай проблему, устраняя эти отрицательные факторы. Но нет.  «Считаем, что статья 74 закона «О дорожном движении»  — Ольга Акулова),  особенно пункт-2,  устанавливающий возрастной порог водителям на управление транспортными средствами категории D, тормозит развитие отрасли, создал дефицит водителей автобусов в масштабе республики порядка 9000 человек – это более 30 процентов от общей потребности», — еще одна цитата из депутатского запроса.

Мажилисмен предлагает простое решение: снизить возрастной ценз, и тогда в автопарк повалят 18-19 летние парни, для которых 80-100 тысяч тенге — хорошая зарплата. Но верен ли этот путь?

КАК БЫЛО РАНЬШЕ

До 2014 года, когда начал действовать закон о дорожном движении, в Казахстане можно было получить водительское удостоверение категории-  D начиная с 18 лет, — вспоминает экс-начальник,  регистрационно-экзаменационного отделения (РЭО) МВД полковник запаса Бауржан НАХАНОВ.  (на снимке)

 

zolpmz184

 

 

 

Прежде чем ввести эту норму, мы изучали мировой опыт и ориентировались на ситуацию в Казахстане. На тот период в стране произошло несколько громких аварий с участием водителей общественного транспорта, которым было 19-20 лет. Помню, как мы выезжали в Кордай на ДТП с участием междугороднего автобуса, водителем которого был молодой человек. Тогда погибли несколько человек.

 

 

 

krvjyc182

 

 

Поэтому мы стали говорить о необходимости увеличивать возрастной ценз по категории D. И тогда депутаты нас поддержали. Сейчас нужно получить водительские права категории D1, которые дают право управлять небольшими автобусами вместимостью не более 28 сидячих мест (получить их можно по достижении 21 года), а потом сдавать на категорию D. Мне кажется, это логично, — продолжает собеседник.- За четыре года человек наберется определенного опыта, получит навыки вождения автобуса, научится общаться с пассажирами, то есть приобретет профессиональную компетенцию. Не забывайте про наш менталитет.  25 лет это уже женатый человек, у него есть ребенок и он чувствует   ответственность за свою семью. Он не будет гонять по дорогам, как в 18-19 лет. У нас очень,  много мужчин,  водителей, у которых есть отметка категории D, но она не хотят работать водителями.  Так заинтересуйте их, дайте хорошую зарплату и условия труда. И они с удовольствием придут в автопарки. Нельзя ставить во главу угла возраст. Да в 18 лет 80-100 тысяч это хорошая зарплата, но…- многозначительно выражает свои сомнения Бауржан НАХАНОВ.

И В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ.

Да, водителей общественного транспорта не хватает. Везде. А это переработка, усталость как следствие, а значит. И ДТП. Почему не идут работать в автопарки? Очевидный ответ на этот вопрос уже прозвучал: нет ни престижа профессии, ни высокой зарплаты. Лет пять назад в Алматы даже хотели привлекать в автопарки варягов из соседних республик, лишь бы,  закрыть  эту проблему.  Не получилось.  До сих пор в южной столице (да и не только в ней) низкоквалифицированный водительский состав общественного транспорта – одна из главных проблем. Это притом, что здесь пытаются платить зарплату хоть бы под 200 тысяч. Что же говорить про областные центры? Не нужно думать, что снижение возрастного ценза как-то повлияет на популярность профессии водителя автобуса. Она должна быть престижной, тоесть в первую очередь высокооплачиваемой. А пока этого нет, повышать мы будем возраст будущих водителей или снижать, ничего не изменится, — считает управляющий директор профессиональной конфедерации транспортников Казахстана Куаныш АРАПОВ (на снимке).

 

 

xqntqyw185

 

 

  

 Во всем мире общественные автопарки стараются брать водителей постарше и со стажем. Посмотрите на Европу – там автобусы водят солидные мужчины.

Пример от администратора.  Отдыхали с женой в Турции поехали на автобусную экскурсию в город  «ДЕМРЕ» Demre в церковь Николая Чудотворца. Город находится на юго-западе Турции,  в 150 км от Анталии, в городских условиях от отеля и до города Анталии, а это порядка 130 км,  за рулем автобуса был молодой водитель лет 25. А на последний 150 километровый отрезок за руль сел солидный, седовласый мужчина 52 лет, как я потом узнал. Дорога пролегала в горах с обрывом над морем 200-300 метров,  на ней с трудом разъезжались два автомобиля и сплошные виражи на каждые 300 метров поворот. Половина пассажиров просто лежала, я опытный водитель и многое повидал, но с таким водительским мастерством столкнулся впервые. После завершения поездки я подошел к нему пожал руку,  поблагодарил за хорошую работу и в разговоре затронул, сколько он получает за свой труд,  он ответил что нормально —  1500 долларов плюс социальный пакет.

Почему такая высокая зарплата, потому что работы много, а почему много потому что туристов много, только Россиян посетивших Турции составило 5 миллионов человек. Водителю доверяется жизнь туристов, а в туристическом бизнесе — это элитная профессия и водителей в этот бизнес берут лучших из лучших.  В 2014 году доля Туризма в ВВП  Турции составила  в денежном выражении составила 96 млрд долларов что в процентном отношении 12% от ВВП страны. В советское время туризм в Казахстане был достаточно развит, в память о нем осталась гостиница «Турист»  в Костанае.  Комфортабельные автобусы ЛАЗ — 697, возили туристов в соседский город Челябинск, Курган, Омск  В город Щучинск и курорт Боровое а это  — жемчужина Казахстана. Челябинцы на автобусах приезжали на рыбалку в Тургай. Что мешает возродить туризм  в Казахстане сейчас ведь это очень выгодная сфера бизнеса, не требующая больших материальных вложений.  Многие страны и живут в основном за счет туризма как Бразилия например, живет от карнавала до карнавала. Развитие Туризма повлечет за собой увеличение рабочих мест в том числе и водителей автобусов.   Профессия водителя автобуса была элитной нужно из прошлого брать все самое лучшее. В этом отношении есть над чем работать и к чему стремится.

Вернемся к высказываниям Куаныша Арапова.                                                                                                                                                                                                                                                            Сейчас возрастной минимум, достигнув которого можно получить эту  категорию 21 год, он действует и в России. В большинстве стран это 25 лет говорит эксперт. Человек, который хочет получить права, должен не только сдать теоретический и практический экзамены, но и пройти обязательные курсы по безопасному вождению. А тот, кто хочет работать водителем общественного транспорта, пройти еще и дополнительное профессиональное обучение, даже если у него есть категория D. Так принято во многих странах мира. Только взяв за Правило такой подход, мы увидим,  как начнет снижаться аварийность на наших трассах.

Есть так называемый треугольник безопасности на дорогах:  уровень инфраструктуры, качество автомобилей и подготовка водителей. С первыми двумя у нас более или менее нормальная ситуация, а вот с последним…

-Сколько сейчас в Казахстане автошкол.  В которых,  можно получить права категории D? Все ли они располагают необходимой материальной базой, теми же автобусами, на которых проходят практические занятия?

-После того как автошколы передали в конкурентную среду. Министерство внутренних дел потеряло контроль над ними, и это огромная проблема. В сфере надзора Вакуум. Любой может открыть автошколу, выписать курсанту сертификат о ее окончании. Нет контроля, единой базы автошкол и их преподавателей, транспортных средств, на которых можно проводить обучение. Поэтому я не могу сказать,  сколько автошкол готовят водителей категории D. Качество подготовки водителей — огромная проблема, которая требует комплексного подхода. Нельзя просто снизить возрастной ценз и решить вопрос с водителями, необходимо менять законодательство в части безопасности дорожного движения.

-Тот возрастной ценз, который установлен сейчас, появился не просто так. Этот вопрос изучали со всех сторон, в том числе проводили и психологические тесты, подтвердившие. Что в 18 лет человек еще не может нести ответственность за пассажиров, подытожил КУАНЫШ  АРАПОВ.

25 лет – не меньше!

То, что совершеннолетние,  совсем не означает ответственность, подтверждает и доктор психологических наук.                                                                                                                                            Профессор, врач-психоневролог РАУШАН  КАРИМОВА (на снимке).

 

 

sutmr186

 

 

— Я считаю, что абсолютно неправильная постановка вопроса – снизить возрастной ценз для водителей категории D. Нельзя решать кадровые вопросы таким образом. Доказано, что нейрофизиологическое созревание мозга человека начинается ближе к 21 году и завершается к 25 годам. Что это означает?  Человек,  в этом возрасте,  не только набирается каких-то навыков, учится держать себя в руках, но и учится нести ответственность за других, а не только за себя. Это очень важное для водителей общественного транспорта качество, и формируется оно, как правило, после 21 года. Поэтому нельзя сажать за руль автобуса 18-летнего парня, как бы хорошо он не умел водить, (как он может хорошо водить,  тем более автобус, если у него водительского стажа НОЛЬ, примечание администратора), каким бы хорошим человеком он ни  был. К тому же молодые люди в силу возрастных особенностей любят показать свою смелость, манипулировать своей силой и ловкостью, у них часто нет чувства страха, они бравируют эти. А ведь мы говорим о ситуации, когда за спиной у такого смельчака будут сидеть люди.

Не стоит забывать и про еще немаловажный момент: 18-19 летний не сможет полноценно работать всю смену, он психологически не выдержит того нервного напряжения, которое возникает за рулем, особенно общественного транспорта. Во второй половине дня у него будет снижаться реакция, он будет быстро уставать, раздражаться по любому поводу. Да, люди в этом возрасте сильнее физически, но мы говорим о психологической выносливости, которая,  как раз формируется с годами, я вообще считаю, что в 18 лет рано выдавать водительские права, а сажать за руль автобуса тем БОЛЕЕ. Это просто НОНСЕНС! И с позиции нейробиологии, и с позиции психологии 25 лет, и не меньше!

Оксана АКУЛОВА, фото представлены героями материала

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.