МАТЕМАТИКА ЗИМНЕЙ ДОРОГИ.

Математика – царица наук. Она опирается на законы, правила и аксиомы. Так и дорожное движение опирается на свои законы. Одним из главных правил является то, что безрассудство не должно превалировать над разумом.

Зима  пришла опять неожиданно. Вроде, еще вчера было солнце, а тут выпал снег. И! Не растаял. Для автомобилистов опять проблемы с переобуванием, опять очереди на шиномонтажках. Стоящие в очередях коллеги по рулю передают друг другу, где очередей нет, что надо было ночью приезжать! Поделились, обменялись опытом и вроде легче стало. У продвинутых водителей комплекты зимней и летней резины на дисках, в гараже можно спокойно и без суеты поменять колеса совершенно  бесплатно.

wr-720-sh-18-1

Про вождение по зимней дороге уже много  написано, но об этом нужно говорить постоянно. Ученики новые, и они не читают, что было написано в прошлом или позапрошлом году, им интересны свежие новости.
Автомобилистов можно условно разделить на три категории: те, кто ездит круглый год; кто  во все времена года, кроме зимы; и те, кто только учиться ездить. Или те, кто ездит только летом и только на дачу, а бывает, что ездят два раза в год: первый раз – весной на дачу, второй раз – осенью с дачи домой. И все, автомобиль на прикол, на стоянку или  в гараж. Кстати те автомобилисты которые бросают свой автомобиль на улице на всю зиму- это люди которые выбрасывают свои деньги. затраченные на покупку автомобиля просто на ветер! Или на снег, раз мы пишем про зиму.                      Те, кто меняет резину летнюю на зимнюю и зимнюю на летнюю, это   настоящие автомобилисты, зима их не страшит, и за год они наезжают не менее 30 000 км.
Сразу обращаюсь к ученикам автошкол: не бойтесь зимы! Если Вы учитесь в зимний период, то летом вождение  для Вас будет просто подарком, Вы будете обладать умением, навыками, которых у тех, кто учится летом, просто не будет. Они, “летники”  потом сами эти навыки и умение будут развивать, катаясь без мастера, получая свой опыт, не всегда положительный, увы!

Так бывает, что  первые аварии у новичков случаются как-раз зимой. Зимний период вождения предписывает иной стиль вождения: двигаться  медленно, осторожно. Не тормознешь и не газанешь от души.Об это кстати нужно забыть в зимнее время. Потому что тормознуть или газануть – это предпосылки к аварии. Ездить зимой, или не ездить – выбор индивидуален у каждого.   Машина  зимой изнашивается в 2-3 раза быстрее, чем летом, один зимний пуск двигателя чего стоит, коррозия кузова многократно увеличивается. Статистика вещь упрямая: если ездить зимой, да еще если дороги обрабатываются специальными составами, то кузов легкового автомобиля сгнивает за шесть-семь зим, независимо от того, обрабатывался он или нет. Но настоящего автомобилиста это не останавливает, он как ездил зимой, так и будет ездить, потому что  без машины он не может качественно выполнять свою работу. Мобильность –  это незаменимое качество делового человека.

Кто ездил летом, тот знает, что первые капли дождя самые опасные: вода смачивает грязь, превращая ее в скользкую жирную пленку. Тут главное не тормозить и не делать резких поворотов рулевым колесом.  Когда сильный ливень смоет грязь, уже легче, и не так опасно. Так вот, кто имеет такой летний опыт, ему уже легче, а те, у кого его нет, и его  никогда не заносило, в первую секунду неповиновения машины, заноса/сноса, испытывает ужас. Даже у бывалых водителей мышцы инстинктивно сжимаются – это истинная правда. У новичков и сильной, и слабой половины человечества, первая реакция при заносе – это давить на тормоз изо всех сил (бывает, что и с закрытыми глазами). Так вот, давить на тормоз категорически нельзя, а нужно работать рулем, крутить руль в сторону заноса. Когда вращение затихает, крутить в обратную сторону, но уже с медленной амплитудой. Главное, не опоздать среагировать в первый раз, а то машину развернет и выбросит с дороги, может, в кювет, а может, и на встречку.

Главное правило езды зимой – плавность во всем.        Где этому учится? С тем мастером, который учил Вас в автошколе. Договаривайтесь на дополнительное  вождение, выезжайте на закрытую площадку, и на «летней»  резине мастер будет Вас искусственно вводить в занос и учить, как из него выходить. Для водителей со стажем тоже не помешает сделать зимнюю разминку, разгон и торможение с заносом. Так, по чуть-чуть, что бы войти в форму. Как говорят спортсмены, разогреть мышцы.

100710-1024x576
На летней резине ездить – табу,  это основное правило.  Не только из-за рисунка протектора, а из-за свойства самой резины из которой изготовляется покрышка. Летняя резина зимой теряет свои качества: вязкость, «липучесть»  и просто «дубеет», коэффициент сцепления заметно снижается. И поэтому  на ней ездить только до магазина, и от магазина до шиномонтажки.

Повторим главные правила зимней езды. Никаких резких движений, то ли это торможение, то ли поворот руля, то ли переключения передач,  или самое страшное – торможение с одновременным поворотом руля – сразу развернет.  Повторю, что тормозить нужно плавными прерывистыми нажатиями на педаль, не вызывая юза. Все познается в сравнении, представьте себе как Вы пешком идете по скользкому тротуару, как Вы ставите ноги, как останавливаетесь, чтобы изменить направление движения, а если Вы бежите и  вам нужно свернуть за угол, как Вы будете снижать скорость? Если резко остановитесь, покатитесь вперед.

Для водителей без опыта вождения  зимой, если на дороге скользко, то это уже  гололед! Зимой дороги имеют разные степени “скользкости”  Первая и самая простая – это дорога в сильный снегопад, когда на дороге кашица из снега, и тогда  нужно просто снизить скорость,и  не делать резких движений и не тормозить. На такой дороге можно ездить  и на всесезонке, а лучше всего на зимней резине «Липучке» – это даже лучше, чем на шипах. На липучке имеется маркировка в виде снежинки на боковой поверхности покрышки.                                                                                                  Сразу по культуре вождения   на такой дороге:  снижайте скорость ,при  движении  при  в соседних рядах, не обдавайте водителей едущих попутно или навстречу снежной “Кашей” – это опасней, чем водой из лужи, потому что она сразу не сотрется щетками с лобового стекла. Это просто хамство, когда какой то “нетерпеливый” водитель обдает коллегу грязью.                                     Опасность подстерегает Вас при езде в накатанной колее, если резина не шипованная при попадании переднего колеса на укатанную кромку,  это когда Вы пытаетесь выехать  из колеи, машину может «кинуть» в противоположную сторону выезда, что  всегда чревато. Как выехать из колеи? Заранее до того места где бы вы хотели колею покинуть на минимальной скорости сначала направьте автомобиль  в сторону противоположной выезду, немного взберитесь на кромку, затем руль в сторону выезда и колеса приобретут инерцию скатываясь с кромки колеи и это вынесет переднюю ось из колеи.  Меры безопасности тренироваться этому нужно в отсутствии транспорта, большая вероятность, что Ваш автомобиль может  встать  поперек дороги. Что бы этого не произошло нужно уметь дозировать “ГАЗ”  и пользоваться рулем – руль в сторону разворота, заноса.                                                                                                                                                                                                                        Если вы едете по шоссе и на дороге укатанный  снег, то всесезонка уже опасна, на укатанном снегу,  эффективны именно шипы. Шипы бесполезны на подмороженном, чистом асфальте, не надо испытывать судьбу и тормозить как летом, на таком асфальте на шипах можно улететь еще сильнее, чем на липучке, так как шипы на асфальте снижают коэффициент сцепления, и машина поедет как на коньках. Супер гололед это явление редкое – это когда на лед моросит дождь и лед покрывается пленкой льда. На такой дороге даже пешеходы не могут идти, машины тем более, в прошлом 16 году было такое явление, сколько машин было разбито, а сломано конечностей у пешеходов не сосчитать,  – трав пункт был переполнен. На такой дороге даже тронуться с места почти невозможно даже на второй и третей передаче, только толкать, а потом прыгать на ходу в машину.

abca0eb6854571d917104852435f29c5

Всего один раз пришлось испробовать супер гололед или как говорят водители- “голимый” лед на дороге, это было очень давно, также во второй половине октября, когда мы ехали на двух стареньких машинах:   Ваз 2106  и Ваз-2103,   в Челябинск,   дорога была еще нормальная, в смысле сухой асфальт.  А  вот  на обратном пути начались проблемы  – пошел снег, потом дождь, а потом все превратилось в сплошной каток.  Такой кошмар и испытание запомнилось на всю жизнь. Ехали из города Копейска, Челябинская область – домой в Костанай, двенадцать часов.               Дорога  от середины   до обочины, блестела  на солнце. Все кюветы была усыпана Камазами и справа по ходу движения  и слева, а  были и те, что лежали на боку с рассыпанным грузом.  В те времена шипованная резина была дефицитом и на наших машинах ее не было. Двигались 20-30 км/час тактика езды такая  забирались на середину дороги, ехали по ней пока не начинало стаскивать  к обочине, так тут то и начиналась борьба за выживание, отчаянно пытались остаться на дороге для этого  крутили  рулем, чтобы не развернуло, но все таки постепенно машину стаскивало на обочину И! Только на ней, еле еле удавалось задержаться,  так как лед на земле ломался и колеса получали точку опоры. Потом  разгоняясь на обочине снова поднимались на вершину дороги и все начиналось сначала.  Родственники в машине молились что бы не разбиться и не улететь в кювет. Хорошо, что машин на трассе практически не было,  мы  даже  приноровившись, и привыкнув к такому экстремальному  вождению  даже начали совершать  обгоны одиночных машин  с выездом далеко на встречную полосу.                                                             Доехали благополучно,но то что мы тогда пережили, воспоминания об этом остались жуткие, такое возможно только по молодости.                                                                                                                            Но бывает и неожиданный гололед, бывает он почти всегда по утрам в межсезонье, снега может и не быть, а  солнышко есть,  асфальт  сухой, но на эстакадах и мостах машину вдруг начинает крутить – мосты они продуваются и промерзают насквозь, влага в воздухе есть всегда поэтому на них всегда гололед.                                                                                                                          Подъезжая к мосту или эстакаде будьте внимательны и старайтесь что бы правыми колесами цеплять укатанный снег, Вы будет намного увереннее чувствовать себя на дороге. Тем же правилом пользуйтесь при подъезде к перекрестку, плавно нажали на педаль тормоза раз, еще раз,  затем одной стороной автомобиля наезжаете на укатанный снег, и уже после этого  можно совершить поворот или остановиться  полностью.

 

Старайтесь при гололеде и вообще когда скользко, не ездить в левом ряду.  Особенно за городом, если встречную  машину  закрутит и бросит на Вас вы ничего не сможете сделать.  

Два дня назад стоял на перекрестке У ТЦ  “АСТЫКЖАН  по направлению к городу в светофоре красный сигнал, смотрю навстречу по левой полосе летит большой белый джип, не обращая внимания на светофор (а зачем!?), он бы так и пролетел через перекресток, если бы справа от него от торгового центра, на зеленый сигнал, не выехала иномарка “КиА” Водитель джипа увидев иномарку вильнул влево и нажал на тормоз и его сразу завертело против часовой стрелки, автомобиль вращаясь  буквально пролетел в одном метре от капота  моей машины и его выбросило в глубокий кювет  напротив дач,что удивительно! Он не перевернулся. Водитель джипа долго еще сидел вцепившись в руль! Еще бы, такой шок испытать, почему он летел на красный свет осталось под вопросом, главное, что никто в данной аварии не пострадал.                                                                                                                                                                                                                                                       Еще случай, на Рудненской трассе, по направлению к городу у кольца на “Красный партизан”

Смотрите рисунок. 

Рудненская трасса 26.10.17. 11-30 местного времени два автомобиля движутся по правой полосе двух сторонней дороги Рудный -Костанай, с дистанцией метров 50 и скорость такая же                 50-60 км/час. Заднюю машину обгоняет, вернее опережает, так как она идет по левой свободной полосе, иномарка с российскими номерами марки “Ниссан Альмеро” .                                                  Обогнав одну машину увидев  лед на дороге, вместо того, что бы проехать спокойно скользкий участок дороги, как требуют того правила безопасного движения, Ниссан решил перестроиться в правую полосу (ряд) и это была его первая ошибка.   Надо было обогнать сразу два автомобиля едущих друг за другом и только после этого перестраиваться в правый ряд, а можно было так и дальше двигаться в левом ряду, потому,  что это уже была граница населенного пункта. Факт того, что он перестроился  и после перестроения оказалось, что дистанция между автомобилями    оказалась слишком мала и он, водитель Ниссана ,нажал на тормоз! И это была его вторая ошибка, после которой автомобиль Ниссан, развернуло и  он вылетел на стоянку, на которой мирно стояла TOYOTA  водитель которой мирно разговаривал по телефону и тут в него влетает НИССАН,  у водителя Тойоты, аж телефон вылетел из рук, а ТОЙОТА была совсем новая. И по вине даже нет слов как назвать,  такого водилу на Ниссане, новая ТОЙОТА сразу стала не новая, а потерявшая свой товарный вид,  что обидно, она стояла  в самом углу и ее и там достали водилы, которые права КУПИЛИ! Вывод , на дороге нигде нельзя расслабляться, не ученные водители везде могут вас достать.

Стоит ли в пик первого снегопада машину оставить в гараже? И немного поездить на общественном транспорте? Я думаю стоит, особенно для тех, кто себя летом чувствовал не совсем уверенно, то по первому снегу и легкому гололеду тем более, будет чувствовать не совсем комфортно.                                                                                                                                                                                Этот довод еще потому что первый лед – это пик аварийности, многие особенно молодежь,  продолжают ездить так же как летом, даже бравируя этим! Мол что Вы плететесь! Я вон какой крутой! У меня резина шипованная и мне ничего не страшно. Пример аварий рассмотренных выше показывает, как такие водители попадают в аварии в самых простых казалось бы ситуациях. Пусть все привыкнут, а потом и Вы выедете “Лучше быть новичком среди бывалых- чем бывалым среди новичков”.

photo_43313

Что нужно проверить в автомобиле, если Вы решили ездить зимой: нужно начать с проверки тормозов одинаково ли они работают (берут) на каждом  колесе. Именно разность тормозных моментов колес является основной причиной заноса. Это можно проверить на стенде! Но где у нас стенд, проще крестьянским методом, разогнаться на пустой ровной площадке, и тормознуть. Пусть товарищ сбоку посмотрит как берут, тормозят Ваши колеса, потом Вы и сами по тормозным следам это увидите. Если вас при торможении тянет например влево, значит левая сторона тормозит лучше чем правая. Причина различный износ тормозных колодок (накладок) и различных зазор между накладками и барабанами. Но! Это присуще старым автомобилям и нашим  маркам. У новых иномарок эта проблема отсутствует. своевременно проходите ТО и профилактику меняйте тормозные колодки следите за тем нет ли подтеканий тормозной жидкости, следите за уровнем жидкости в бачке, хотя бы в те редкие периоды, когда вы открываете капот. Понятно, если одна сторона автомобиля тормозит лучше, чем другая, то автомобиль при торможении на скользкой дороге развернет кинет в сторону эффективно тормозящей стороны, а если влево – значит на встречную полосу.

Летом нужно регулярно проверять давление воздуха в шинах, а зимой тем более. Разница давления в 0.3. атмосферы легко может стать причиной аварии. А отличить колесо с давлением 2.0 от колеса с давлением 1.7. на глаз невозможно, нужен хороший  манометр, или проверять на шиномонтажках. многие опытные водители зимой давление в колесах делают меньше, чем летом, особенно в период сильного гололеда – зимой резина меньше изнашивается я думаю, что это оправдано.

Теперь перейдем к правилам:

*Тормозите “качками” прерывистыми нажатиями на педаль, этим вы не дадите машине сорваться на “юз”. Если вы попробуете затормозить за один прием, то тормозные силы  на колесах будут больше, чем силы сцепления колес с дорогой и автомобиль покатится юзом.

*Никогда не ездите на нейтральной (выключенной) передаче, тем более не тормозите на ней.

*Всегда будьте готовы включить низшую передачу, торможение двигателем на гололеде очень эффективно, так как ведущие колеса будут затормаживаться изнутри, за счет трансмиссии.

*Если вы пересели с заднеприводного автомобиля на передне приводной  будьте осторожны, так как на заднеприводном самое эффективное сбросить газ а на передне приводном добавить.

* В любой момент вы можете проверить дорогу на (скользкость) для этого когда нет сзади машин слегка притормозите и Вы сразу почувствуете как Ваша машина реагирует на педаль тормоза. Вы так же почувствуете какая разница, когда Вы ездили не на шипованной резине и потом на шипованной.

*Увеличте дистанцию до едущего впереди вас автомобиля, следите за обстановкой перед ним (если возможно) и когда перед ним появляются пешеходы или другая опасность Вы можете заранее снизить скорость, не ожидая, что у впереди едущего автомобиля загорятся СТОПЫ.

*Не провоцируйте других водителей на торможение! При обгоне автомобиля, не перестраивайтесь сразу вправо перед ним, а проезжайте несколько дальше, чем если бы Вы это делали если бы Вы совершали  обгон  летом, зимой это может кончится ДТП.

*Не давайте сидеть у Вас на   “хвосте”  в случае вашего торможения он будет у Вас в багажнике!

*Будьте осторожны при выполнении левого поворота, так как те водители, которые поворачиваю направо, не соизмеряя свою скорость  движения  и состояние резины , они могут вылететь на встречную полосу – то бишь на вас, держитесь ПРАВЕЕ и будьте готовы увернуться – затормозить или газанув – уйти вперед. О таком ДТП наш следующий пример:

*Для опытного водителя опасность зимней дороги заключается в том, что не он сам в кого-нибудь въедет, а нужно

nenashla-001

 

Шевролет  совершал поворот налево на скользкой дороге и двигался по траектории не вплотную к правому краю дороги, правая его часть была на расстоянии 2 метра от правого края проезжей части. Водитель Жигулей  намеревался совершить правый поворот, но неправильно выбрал скорость движения, увидев Шевролет, резко затормозил автомобиль, что нельзя было делать на скользкой дороге и поэтому  сорвался на юз,  и как следствие,  выехал  на полосу встречного движения и совершил столкновение с автомобилем  ШЕВРОЛЕТ. К развитию этой ситуации привело то, что у Жигулей на передней оси была “лысая” резина, причем разная, левое колесо отличалось от правого и по размеру по рисунку протектора. Схема ДТП была составлена неверно, место удара вдруг оказалось на левой стороне дороги, как бы ШЕВРОЛЕТ  выехал на встречную полосу,  следы (осколки) фары Ваза, молдинга Шевроле не были зафиксированы на схеме, а его водитель не читая ее подписал, что со схемой согласен. Судебные следствия длились более года с трудом удалось доказать невиновность водителя иномарки, но стоило это огромных нервов и трудов. Водители! Подписывая схему сверитесь, что все правильно, если есть ошибки, обязательно их укажите, нет, сразу пишите жалобу в ДВД.

1 ноября трасса на Рудный,  учебный автомобиль Ауди, выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомобилем КИА.  КИА вылетела с дороги сведений о пострадавших пока нет.

Опять трасса на Рудный, читаем пункт 9.4. нужно двигаться ближе к правому краю дороги. как можно на такой широкой дороге выехать на встречную полосу?Явно ехали в левом ряду. Вот зимняя дорога, то о чем мы пишем – это теория, а сведения с дорог – это практика и ЖИЗНЬ. Печально.

 

397 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>