КОЛЛЕГИ СПРАШИВАЮТ, МЫ ОТВЕЧАЕМ И КОММЕНТИРУЕМ ТЕСТОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.

Преподаватель одной из школ Ассоциации Автошкол Костанайской области, обратился по поводу трактовки тестового вопроса в учебнике  ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 2018 года  учебно-методическое пособие.

Глава: «Основы управления транспортным средством и безопасность движения».

Страница 164 вопрос 57.

Скорость движения транспортного средства  при выполнении поворотов зависит:

1.От веса транспортного средства.

2.От величины сцепления колес с дорогой.

3.От высоты расположения груза.

4.от радиуса закругления дороги.

5.Все перечисленные.

Ответ соответственно пятый, все перечисленные факторы. Но дотошные ученики спрашивают, как это скорость движения может зависеть от этих перечисленных факторов, как они могут влиять на скорость? Уменьшают или увеличивают ее? И разве не водитель при управлении автомобилем в зависимости от перечисленных факторов сам выбирает скорость в сторону ее снижения. Водитель может увеличивать скорость,  переключаясь на повышенные передачи и увеличивая обороты двигателя педалью акселератора (газа).

Снижать скорость движения автомобиля, частично или вплоть до полной остановки, притормаживая педалью тормоза. Ученики конечно, правы, вопрос сформулирован не совсем корректно нужно преподносить вопрос так что бы он был понятен всем независимо от багажа знаний и интелекта, люди пришли учиться и вопросы мы должны ставить филигранно точно.

Поэтому  вопрос должен быть сформулирован примерно так:

 1.ВАРИАНТ:                                                                                                                                                      При движении на поворотах дороги водитель выбирает безопасную скорость в зависимости от следующих факторов:

2.ВАРИАНТ.                                                                                                                                               Выбор скорости движения транспортного средства при выполнении поворотов зависит: 

Сразу отвечаю,что методический кабинет Ассоциации Автошкол Костанайской области связался по этому поводу с авторами учебника переговорив. пришли к выводу. что в следующих изданиях неточность будет исправлена, никаких проблем нет. В дальнейшем если есть какие то вопросы замечания смело обращайтесь мы всегда готовы помочь, тем более все вопросы решаемы и у нас общая задача довести качество учебника до совершенства отвечающим условиям подготовки современного водителя.

Преподаватель на  теоретических  занятиях,  при объяснении темы «Силы, действующие на автомобиль» и «Устойчивость и управляемость автомобиля» должен объяснять какие силы действуют на автомобиль при движении. Это сила ТЯЖЕСТИ, сила ИНЕРЦИИ, сила СОПРОТИВЛЕНИЯ воздуха, сила сопротивления КАЧЕНИЮ, ЦЕНТРОБЕЖНАЯ сила.

 

 

 

 

vzhd017

 

 

 

 

И увязывать с вариантами ответов, например:

От веса автомобиля как действуют силы на автомобиль, чем больше вес автомобиля, тем больше сила инерции, которая зависит от веса автомобиля и скорости его движения,  сила инерции увеличивает тормозной путь. А при движении на повороте сила инерции заставляет автомобиль двигаться в прямом направлении. Также, вес автомобиля увеличивает центр тяжести.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Центра тяжести это точка, от которой равномерно располагается масса тела, именно к центру тяжести прикладывается сила ТЯЖЕСТИ.  Как Вы думаете, какой автомобиль будет более устойчивым при движении на повороте дороги? Груженый или порожний?   Этот вопрос для начинающих учеников при условии, что пропускали занятия по физике в средней школе, ставит в тупик.  Тогда представьте себе такую картину два легковых автомобиля на большой скорости входят в крутой поворот один с грузом на крыше например: большой холодильник, а другой автомобиль вообще без багажника.  Какой из автомобилей имеет больший шанс перевернуться. Правильно! Тот, что с холодильником. А как доказать, что груженый  автомобиль  менее устойчив по сравнению с порожним (без груза). Центробежная сила всегда имеет точку приложения, которая называется центром тяжести. Чем больше загружен автомобиль, тем он тяжелее, тем выше находится центр тяжести относительно земли. И тем более автомобиль,  склонен,  к опрокидыванию.  У порожнего легкового автомобиля центр находится примерно между передними сиденьями на уровне пола. Если автомобиль с пассажирами центр тяжести будет немного, но все таки выше. А с холодильником на крыше центр тяжести будет на уровне потолка.

 

 

23_02

 

 

2.Сила сцепления колес с дорогой. Коэффициент сцепление – это отношение силы способной сдвинуть автомобиль на дороге к силе тяжести. Например, проведем такой опыт на дощечку, лежащую на столе, поставить гирю весом 1 КГ – 1000 грамм. К дощечке прицепим пружинный (бытовой) динамометр. Натягивая пружину динамометра, попытаемся сдвинуть динамометр по поверхности стола, засекаем цифру указывающую силу тяги, при которой дощечка с грузом сдвинулась по поверхности стола. Например, она была равной 600 грамм.  600 грамм/1000 грамм = 0.6. Коэффициент сцепления дощечки с поверхностью стола равен 0.6.  Для примера коэффициент колес  автомобиля с поверхностью дороги при сухом асфальте равен                                    Сухой асфальтобетон————————————–0.6 – 0.8.

Мокрый асфальт ———————————————-0.3-0.4.

Гололед———————————————————–0.2-0.1.

  1. От радиуса поворота. Когда автомобиль движется по прямой, на него действует силы инерции, а при входе в поворот эта сила продолжает двигать автомобиль прямо и старается выбросить автомобиль за пределы дороги. Что такое центробежная сила – это сила, которая действует на все тела при движении их по окружности. На все тела, в том числе на автомобиль эта сила приложена к точке называемой центром тяжести и направлена по радиусу в сторону противоположную повороту. Все познается на примерах, вспомним курс физики в средней школе, нам приводили такой простейший опыт. Возьмем резинку привяжем к ней груз и начнем вращать – резинка растянется все больше и больше. Это работает центробежная сила, она стремится растянуть резинку максимально, даже порвать ее и отбросить груз максимально. По такому принципу работали метательные снаряды в средние века и назывались они праща. Можно привести пример действия центробежной силы это велотрек беговая дорожка направлена к центру поворота, это сделано для уравновешивания центробежной силы, чтобы велосипедисты не падали, а более комфортно двигались по кругу и развивали максимальные скорости. Тоже происходит и с автомобилем центробежная сила на вираже дороги пытается отбросить автомобиль от центра на обочину и зачастую ей это удается, и тем чаще это происходит, если силы трения, которые удерживают автомобиль на дороге будут меньше. А это мы проходили выше, когда коэффициент сцепления будет меньше на скользкой дороге, мокрая дорога, грязь, тем более гололед. Если автомобиль вылетел за пределы дороги, особенно это опасно при правом повороте, когда автомобиль вылетает на полосу предназначенную для встречного движения. К счастью вестибулярный аппарат человека хорошо воспринимает радиальные ускорения, прислушиваясь к своим ощущениям водитель в состоянии определить критическую скорость движения на повороте. превышение которой может привести к боковому скольжению или даже опрокидыванию автомобиля. Я у потребил слово в состоянии определить критическую скорость, добавлю еще, что должен определять!Но это теория и эти Правила относятся к опытным, я бы сказал к разумным водителям, но действительность несколько иная молодые водители только что получившие водительские удостоверения сразу пытаются проверить свои навыки по вождению автомобиля, а заодно и физические способности своего авто выжимая из него лошадиные силы и летом в прекрасную погоду- на сухом асфальте не вписываются в повороты вылетают в кювет с опрокидыванием или на встречку с столкновением с законопослушным водителем. Это происходит от того, что еще не работает у молодого водителя эти ощущения и навыки в предвидении опасности, их нужно развивать, а пока они отсутствуют ездить на реальной скорости при которой можете справится со своим автомобилем. Нужно знать и помнить, что центробежная сила зависит в квадратичной зависимости от скорости движения! Увеличение скорости движения в два раза приводит к увеличению центробежной силы в четыре раза. И еще не забывайте, что сила зависит и от массы автомобиля, чем больше масса, тем больше сила. Вспомним формулу кинетической энергии   E=mv2\2

 

201007271707_esp3-575x662

 

 

Следовательно, если Вы хотите существенно уменьшить центробежную силу во время прохождения поворота Вам нужно снизить скорость движения до той при которой удерживающая сила, сила сцепления колес с дорогой будет больше центробежной силы, тогда Вы безопасно преодолеете поворот. А если соответственно ЦЕНТРОБЕЖНАЯ сила станет больше удерживающей силы автомобиль снесет с дороги как на картинке. Экспериментируя с критической, безопасной скоростью на крутых поворотах дороги нельзя забывать о траектории движения на повороте.Выбирая траекторию, путь движения Вашего автомобиля на повороте нужно учитывать возможное смещение автомобиля в сторону обочины при повороте НАЛЕВО и в сторону встречного транспорта при ПРАВОМ повороте, тоесть нужно держаться ближе к центру поворота. Тогда у Вас будет некоторый безопасный интервал. Поэтому центробежную силу можно уменьшить снизив скорость или увеличить радиус поворота. Автогонщики, чтобы не снижать скорость проходят повороты по большему радиусу. При левом повороте смещаются ВПРАВО и потом выбирают траекторию близкой к прямой это называется выбор “идеальной прямой”

 

682c37e3-8d13-4df0-910b-72525ebd271f

Но это больше подходит для гонщиков мы же приводим пример как влияет радиус поворота на устойчивость автомобиля? Малый радиус ухудшает устойчивость, а большой радиус повышает устойчивость.                                                                                                                                                                                                                                                                                                           И так ВОПРОС: Как улучшить устойчивость автомобиля при прождение крутых поворотов дорог.?

1.Уменьшить радиус и уменьшить скорость движения.

2.Увеличить радиус и увеличить скорость движения.

3.Увеличить скорость движения и уменьшить радиус.

4.Уменьшить скорость движения и увеличить радиус поворота.

Какой ответ правильный даю время подумать. Правильный ответ  4 четвертый.

Заведущий методическим отделом Ассоциации Автошкол Костанайской области Кузнецов Ю.В.

 

 

 

 

148 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>