ИЗРАИЛЬ. КАНАДА.
Государство Израиль на сегодня – высокоразвитая страна экспортер с высоким уровнем жизни, автомобиль здесь по-прежнему считается не средством передвижения, а роскошью. Малые масштабы страны и хорошо развитая, разветвленная сеть общественного транспорта – автобусы, частные маршрутки и электрички, — позволяют прожить без личного автомобиля. А утренние и вечерние пробки на дорогах и вовсе отбивают всякую охоту обзаводиться железным конем. Тем не менее, израильтяне за рулем едва ли, не все. Возможно, это во многом объясняется тем, что религия здесь от государства не отделена, и если с вечера пятницы по вечер субботы у евреев «шабат» – он «шабат» на всей территории. То есть в течении суток общественный транспорт не работает, и поехать по делам и выбраться куда то с семьей можно только на своем автомобиле.
Учиться водить здесь можно с 16 с половиной лет. Но впервые сдавать практический экзамен только с 16 лет и 9-ти месяцев. Все начинается с врачей, но куда проще, чем в России, или у нас, в РК. Надо проверить зрение, окулист принимает прямо в оптике. Проверить и получить у него специальный документ (справку). Потом к терапевту. Больше ни к каким врачам обращаться не требуется. Затем сдается экзамен по теории вождения, которую нужно пройти самостоятельно. Делается это в специальных центрах, причем не только на иврите, но и на русском и арабском языке. За 40 минут вам нужно ответить на 60 вопросов, построенных на чистой логике. Причем допускается только 3 (три) ошибки. Школы в Израиле это своего рода диспетчерские. Вам предъявляют список инструкторов, выбирайте подходящего по анкетам и вперед, на вождение. Только определитесь, что вам нужно: «автомат» или «механика» Сколько вам нужно ездить — зависит от вашего умения и способностей, и это решает мастер. По идее есть лимит – 30 сорокаминутных уроков, но все определяется вашими успехами и имиджем мастера. Учитывая особенности израильских дорог и количество автомобилей на дорогах. Занятий приходится брать в два три раза больше. Стоимость одного урока установлена – это 110 шекелей (около 6000 тенге), Но сумма может варьироваться как в сторону плюса, так и в сторону минуса.
Когда учитель решит, что ты готов, он проведет тебе так называемый внутренний экзамен, который принимает другой инструктор. И если он останется доволен, и вы сдали зачет, можно записаться на тест (ОСНОВНОЙ ЭКЗАМЕН). Сдавать его нужно и в городе и за городом. Некоторые идут на хитрость — хитрые оказываются, везде есть, Израиль не исключение. Абитуриенты выслеживают машину тестера, пристраиваются за ней, тем самым разведывают будущий маршрут экзамена. Но это рискованно: во-первых, маршрут постоянно меняется, и если тестер вас заметит, и вы попадете к нему на экзамен, то может и завалить.
Тестеры в Израиле – это отдельная профессия, недавно им дали статус гос служащих. У них очень сильный профсоюз и довольно опасная работа. К примеру, тестер не скажет результат вашего экзамена, вы узнаете это через несколько часов у своего инструктора. Если вы не сдали экзамен, вы узнаете о своих ошибках, разберете их и повторяете экзамен, но не ранее, чем через 21 день. Те, кто сдали экзамен, получают специальное (разрешение на вождение). На протяжении 3 месяцев новичка будет сопровождать опытный водитель. Потом еще три месяца в темное время суток. Сопровождающие могут меняться в документы, можно ввести до 5-ти человек. Для получения постоянных прав нужно проехать 20 часов по городу, 15 за городом, и 15 часов в ночное время. Прямо как у нас, серьезный подход! В общей сложности необходимо наездить с сопровождающим не менее 50 часов и официально отчитаться об этом в Министерстве транспорта. После этого вам пришлют по почте постоянное водительское удостоверение. Но и дальше ограничения сохраняются. Во-первых, полтора года нужно ездить с табличкой «Начинающий водитель» Во-вторых, пока вам не исполнилось 22 года, вам нельзя возить более двух пассажиров. Сравнивать с нашим отношением к под готовке водителей. Нет смысла, поэтому без комментариев.!!!
Теперь коротенько о Канаде. Создатели «самоподготовки» в РК ссылались на опыт США и Канады. Судите сами так ли это. В Канаде в автошколе нужно сдать теоретический экзамен вопросы на безопасность движения основанные на логике. Бывает два правильных ответа из трех вопросов. Вопросы на предвидение развития дорожных ситуаций. После чего получить знак «L» который крепится на автомобиле, спереди и сзади по принципу нашего знака «У» учебный. С этим знаком нужно проездить 1-год. Затем снова сдаются экзамены по теории и сдается вождение автомобиля, по городу. При успешной сдаче экзамена. Выдается знак «N» и с ним нужно проездить 2-года. После чего снова сдаются экзамены теория и вождение и после чего уже выдаются постоянные права, водительское удостоверение.